
Седмица 31-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Мученика Полиевкта (259). Святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1569).
Преподобного Ионы, в схиме Петра, Киевского, чудотворца (1902). Пророка Самея (X в. до Р. Х.). Святителя Петра, епископа Севастии Армянской (IV). Преподобного Евстратия чудотворца (IX).
Священномученика Павла Никольского пресвитера (1943).
Престольные праздники
Придел свт. Филиппа Московского Ризоположенского храма с. Тихий Плес Верхнеуслонского района (К)
Святитель Филипп, митрополит Московский
Святитель Филипп (в миру Феодор) происходил из боярского рода. В юности его приблизил великий князь Василий III, но служба при дворе, равно как и земные блага, не прельщали юношу. Тайно, в простой одежде, он покинул Москву и достиг Соловецкого монастыря, где принял постриг и нес самые тяжелые послушания. Когда на трон взошел Иоанн Васильевич Грозный, он призвал к себе Филиппа, которого знал и любил в детстве. Царь рассчитывал на его полную поддержку в борьбе с боярами и против его воли возвел на митрополичий престол. Но беззакония опричнины и бесчисленные казни возмущали святителя, и он стал мужественно обличать царя, пережившего в детстве страх убиения и ставшего до безумия вспыльчивым и яростным. За это митрополита заключили в оковы и колодки, а потом заточили в монастырь, где он и принял мученическую кончину.
Мученик Полиевкт
Святой Полиевкт жил в середине III века. Когда началось гонение на христиан, его товарищ Неарх, исповедующий истинную веру, сказал Полиевкту: «Друг, мы скоро разлучимся с тобой, меня возьмут на мучения, а ты, пожалуй, отречёшься от дружбы со мной». Однако Полиевкт неожиданно ответил Неарху, что видел во сне Христа, Который снял с него одежду и надел другую, светлую. «С этой минуты, — сказал он, — я готов служить Господу Иисусу Христу». Возгоревшись духом, святой Полиевкт вышел на городскую площадь и разорвал висевший там царский указ об обязательном поклонении идолам. Тесть мученика, местный правитель Фелокс, и жена бывшего язычника были в ужасе и пытались уговорить его не губить своей жизни. Но святой Полиевкт с радостью преклонил свою голову под меч палача и крестился в собственной крови.
Евангелие дня
Один из постоянно вспыхивающих в христианской среде споров касается крещения маленьких детей. Можно ли их крестить, если они ещё не в состоянии проявить свою волю? Или же крещение должно быть осознанным выбором человека, а потому его стоит совершать только тогда, когда человек в состоянии отвечать за себя самого? Иногда этот спор приводил к расколам, к примеру, именно несогласие с практикой крещения детей привело к отделению так называемых анабаптистов от других протестантских сообществ. Впрочем, и в Православной Церкви ответ на вопрос о крещении младенцев не всегда был тем, к которому мы все привыкли, и который является сегодня для нашей Церкви очевидным и бесспорным. У привычного нам ответа есть несколько аргументов, и один из них мы можем услышать в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 10-й главы Евангелия от Марка.
Глава 10.
11Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;
12и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.
13Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.
14Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
15Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
С одной стороны, в только что прозвучавшем евангельском отрывке мы видим вполне понятную и объяснимую историю: Спаситель говорит со взрослыми людьми об очень важных вещах, говорит Он на сложном языке, и вдруг — маленькие дети! В этой ситуации дети выглядят весьма неуместно, точно так же, как они выглядели бы, скажем, бегая по залу во время проведения заседания парламента или же по аудитории во время защиты докторской диссертации. Все мы понимаем, что всему есть своё время и своё место, понимали это и апостолы. Однако Христос видел происходящее иначе.
Реакция Спасителя на действия апостолов ясно указывает на то, что было бы крайне наивно видеть во Христе лишь учителя, похожего на всех иных учителей, или же проповедника, равного другим проповедникам. Христос больше любого человека, ведь Он Воплощённый Бог, следовательно, Он учит не только словом, и Он не только учит, Он спасает и спасает не словом и не чудесами, Он спасает нас Своей Личностью. Соприкасаясь с Ним в молитве, в чтении Писания, в таинствах мы постепенно меняемся, становясь людьми Нового Завета. При этом совершенно невозможно определить, что является тем «спусковым крючком», который обуславливает изменения, ведь они связаны с Самой Личностью Господа Иисуса Христа.
Очевидно, что любой человек оказывает на другого влияние прямо пропорциональное времени общения, и чем раньше оно начато, тем больший отпечаток личности одного человека будет в личности другого. Именно по этой причине многие люди в зрелом возрасте вдруг вспоминают уроки собственной верующей бабушки и приходят в Церковь. По этой же причине Церковь убеждена, что ещё мало что понимающий ребёнок должен иметь возможность общения со Христом, причём общения не только молитвенного или же, насколько это возможно, интеллектуального, но и общения самого важного и значимого — общения в Таинстве Тела и Крови Христовых.
Конечно, здесь не может не возникнуть вопрос о том, хочет ли сам ребёнок такого общения. Но этот вопрос равен другому вопросу: хочет ли ребёнок саму жизнь, ведь он её не выбирал? Мы убеждены, что хочет и что без Христа ничья жизнь не может быть полноценной, но самое важное, конечно, другое: без Спасителя никто не может войти в Царство Небесное.
епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Святитель Филипп ясно понимал особое предназначение Церкви, которая, с одной стороны, в мире, а с другой — вне мира. Она вне мира той самой стороной, которая не имеет ничего общего с материальным. Именно об этой природе Церкви и сказал апостол Павел, когда назвал ее «Телом Христовым» (см. 1 Кор. 12, 27). Именно эта природа Церкви и обусловливает предназначение Церкви быть голосом совести для народа, быть проводником слова Божия и в этом смысле сохранять свою автономию от всякого рода внешних влияний. В чем же должна состоять эта автономия Церкви? А в том, что для Церкви высший авторитет — это Христос. Она может и должна взаимодействовать с окружающим миром. Она может и должна сотрудничать с окружающим миром. Но она не может, ни при каких условиях, в вопросах, которые касаются спасения людей, преклонить свою главу пред какой бы то ни было властью. Потому что только власть Христа, Который есть Глава Церкви, и управляет Церковью, и определяет пути ее исторического бытия.
Иосиф Исихаст о гневе
Гнев сам по себе естествен. Как нервы в теле. А он — нерв души. И каждый должен им пользоваться против демонов, людей-еретиков и всего препятствующего пути Божию. Если же гневаешься на единодушных братьев или, бывая вне себя, разрушаешь дела рук своих, знай, что ты болен тщеславием и злоупотребляешь нервом души. А избавляешься от этого любовью ко всем и истинным смирением. Поэтому, когда найдет на тебя гнев, крепко закрой рот и не говори с оскорбляющим, или позорящим, или обличающим, или всячески тебя искушающим без причины. И этот змей взовьется в сердце, поднимется к горлу и, поскольку ты не дашь ему выхода, задохнется и лопнет. И когда это повторится несколько раз, станет слабее и прекратится совсем. Так как человек создан разумным и кротким, то исправляется несравненно лучше любовью и кротким обращением, нежели гневом и грубостью.
Богослужебный устав — Типикон
В настоящее время в Русской Православной Церкви действует принятый в редакции 1695 года Иерусалимский Устав лавры прп. Саввы Освящённого, который пришёл в России на смену Студийскому.
Типикон не является священной книгой на все времена, априори не подлежащий каким-либо измениям. Содержание Типикона отражает определенную благочестивую богослужебную традицию.
По словам святителя Афанасия (Сахарова): «Название нашего Церковного Устава «Типикон» характеризует его содержание и значение. Типикон от греческого слова τύπος — тип, образ, форма, образец, идеал. Идеал — это нечто совершеннейшее, возвышеннейшее, всегда влекущее к себе, как бы манящее, но никогда в полной мере не достижимое. Наш Типикон — изложение идеального порядка богослужения, ставящее своим образцом древнее многочасовое богослужение великих отцов и подвижников. Теперь только в немногих обителях и храмах богослужение в той или иной мере лишь приближается к идеальному порядку его, изложенному в Типиконе».
Каким образом возможно было исполнить указание Типикона о храмовых богослужениях, составляющих более половины суток? Здесь следует учитывать, что богослужения совершалось монахами поочерёдно (даже в рамках одной службы) и стасидии являлись принадлежностью любого храма. В книге М. Скабаллановича «Толковый Типикон» есть интереснейшая глава об идеальной всенощной, отслуженной в начале XX века в Киевской духовной академии.
В настоящее время в большинстве приходских храмов используют ежегодно издаваемые Патриархией Богослужебные указания.
Молитвословия
Тропарь мученика Полиевкта
глас 4
Мученик Твой, Господи, Полиевкт,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Кондак мученика Полиевкта
глас 4
Спасу приклоншу во Иордане главу,/ сокрушишася змиев главы./ Полиевктова же глава отсекшаяся// льстиваго посрами.
Тропарь святителя Филиппа Московского
глас 8
Первопрестольников преемниче,/ столпе Православия, истины поборниче,/ новый исповедниче, святителю Филиппе,/ положивый душу за паству твою,/ темже, яко имея дерзновение ко Христу,/ моли за град же и люди,// чтущия достойно святую память твою.
Кондак святителя Филиппа Московского
глас 3
Православия наставника и истины провозвестника,/ Златоустаго ревнителя,/ Российскаго светильника, Филиппа премудраго восхвалим,/ пищею словес своих разумно чада своя питающа,/ той бо языком хваление пояше,/ устнама же пение вещаше,// яко таинник Божия благодати.
Молитва святителю Филиппу Московскому
О великий угодниче Христов святителю отче наш Филиппе, скорый помощниче и дивный чудотворче! Призри милостивно на ны многогрешныя, вемы бо, сердцем и усты и со благоразумным разбойником исповедуем, яко по делом нашим беды постигшия нас приемлем, сими бо временными скорбьми избежим по милосердию Господа вечныя муки, грешником уготованныя: сеяхом бо семена своевольнаго жития, пожинаем же терния скорбей. Обаче немощни есмы, и в покаяние теплое пришедше, молимся, да преложит Господь гнев Свой на милость и тебе, святителю Христов, усердно просим: пролей теплую молитву твою ко Христу Господу нашему, Емуже присно предстоиши и молишися о почитающих тя с любовию и уповающих на твое предстательство. Умоли праведнаго Судию, да защитит святую обитель сию, место, в нейже ты духовно породился еси, и путевождь иноком святаго места сего был еси. Упаси якоже добрый пастырь жезлом благости твоея разсеянныя овцы стада Христова и во дворы Господни всели я. Огради нас от соблазна ересей и расколов в православной Церкви нашей. Научи нас, во странствии сущих, горняя мудрствовати, а не земная, просвети разсеянный ум наш и на путь истины направи, охладевшее сердце наше любовию ко Господу и к ближним нашим согрей. Вдохни в нас ревность ко исполнению велений Божиих. Ослабленную грехами и нерадением волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго. Православие укрепи, нападения лукавнуюших и беззаконных человек на Церковь Божию далече отжени. Отпадшия ветви от лозы Христовы с тою паки соедини, испроси у Христа Бога душам и телесем нашим здравие и крепость, болящим исцеление даруй, страждущих утеши, скорбящим мир и отраду покажи, плачущия радоватися сотвори, печальныя ликовствовати соделай, враждующих умиротвори, завистливыя милостивны покажи, всякия в нас неправды исправи. Изжени всякую крамолу и лукавыя советы нечестивых разруши, обаче тех в покаяние приведи. Архиереем и духовным пастырем, поставленным пасти стадо Христово Российския Православныя церкви, подаждь премудрость и праведное житие, якоже и сам сими добродетельми украшался еси, старыя поддержи, юныя научи и уцеломудри, и даруй им молитвами твоими трудолюбие, послушание и мирное жительство. Нам же всем радость присную о Господе подаждь, да терпением течем на предлежащий нам подвиг жития сего временнаго, взирающе на Начальника веры и Подвигоположника Господа нашего Иисуса Христа, Емуже буди слава, благодарение и поклонение, со безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.