
Cедмица 31-я по Пятидесятнице.
В этот день совершается память:
Мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших (226—235).
Святителя Саввы, архиепископа Сербского (1237). Преподобного Мартиниана Белоезерского (1483).
Мученика Мертия (284—305). Мученика Петра Авессаломита (309—310). Преподобного Евпраксии Тавенской (393).
Икон Божией Матери, именуемых «Акафистная» и «Млекопитательница».
Память епископа Аляскинского Амфилохия (Вакульского), викария Северо-Американской епархии. Выпускник Миссионерских курсов при Казанской духовной академии (1900). Скончался в Саут-Кейнан (США) 25 января 1933 г.
Мученица Татиана Римская
Святая Татиана родилась в знатной римской семье; её отец — тайный христианин — воспитал дочь в истинной вере и благочестии. Когда началось гонение, её стали принуждать к поклонению идолам различными пытками: мученицу избивали, строгали её тело, выкололи глаза, отдавали на съедение зверям, ввергали в огонь. Но всякий раз святая Татьяна оказывалась невредимой, а её мучители сокрушались невидимыми Ангелами. Безумные нечестивцы все дивные знамения приписывали не силе Христовой, а волхвованию. Они остригли мученице волосы и заключили её в храм Зевса. Но, отворив капище через три дня, мучители обнаружили, что идол повержен в прах, а святая Татиана радостно призывает Имя Господа Иисуса Христа. Правитель, не зная, что ещё сделать с мученицей, изрёк ей смертный приговор, и святая была усечена мечом.
Святитель Савва, архиепископ Сербский
Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, был сыном самодержца Сербии святого Стефана Немани (1168—1196). В 17 лет, встретив русского инока со святой горы Афон, он тайно оставил отчий дом и прибыл в Пантелеимонов монастырь. Стефан, узнав, что его сын на Афоне, хотел воевать с греками, но, вразумлённый святым Саввой, сам принял монашество в Ватопедской обители, а затем подвизался на Афоне до блаженной кончины. В 1219 году Константинопольский Патриарх Мануил рукоположил святителя Савву в сан архиепископа всей Сербии. При этом святитель испросил у греческого императора право поставлять архиепископа собором сербских архиереев. Святительство Саввы утвердило Сербскую Церковь и положило начало православной государственности: вернувшись в Сербию, он венчал на царство своего брата Стефана Первовенчанного. Когда венгерский король Владислав объявил войну Сербии, святой не только убедил его заключить мир, но и обратил в Православие. Святитель Савва — самый почитаемый святой Сербской Церкви.
Преподобный Мартиниан Белоезерский
Преподобный Мартиниан в 13 лет оставил своих родителей и тайно пришел к преподобному Кириллу Белозерскому. Юный послушник ревностно подражал учителю в монашеских подвигах. После смерти наставника он удалился на безлюдный остров на озере Воже и подвизался там несколько лет. В 1435 году по просьбе братии Ферапонтова монастыря он стал игуменом этой обители и привел ее в цветущее состояние. Позже великий князь Василий назначил преподобного Мартиниана игуменом в обитель Преподобного Сергия Радонежского. Жизнь в монастыре, близком к столице, тяготила пустыннолюбца, и он вернулся в Ферапонтов монастырь. Последние годы жизни он тяжело болел, не мог ходить, и братия носила его в храм на руках.
Евангелие дня
Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, насколько вы — верны сами себе? Ответ мы услышим в отрывке из 16-й главы Евангелия от Луки, который сегодня читается в храмах за богослужением.
Глава 16.
10Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
11Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
12И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
13Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
14Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.
15Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.
Вопрос, конечно, непростой: как отличить подлинную верность себе — от мнимой, а на самом деле — тупой упёртости, упрямости, самодурства? Ведь внутри нас зачастую прекрасно уживается и то, и другое? И вот в ситуации выбора, когда я должен определиться — стоять насмерть на своём — или всё же «сойти с пьедестала» — и отступиться от какого-то своего принципа — как понять, где правильный путь?
Ответ, который сегодня предлагает Евангелие, парадоксален. Он звучит так: даже не пытайтесь искать, где «тот самый я подлинный», только которому и можно быть верным до смерти — пока не научитесь быть... верными Богу в самых мелочах! Другими словами, пока вы не приобрели навыка верности как таковой — вас как объекта — для самого себя! — «ещё нет»! Просто нет того, кому и можно — «хранить верность!» Нельзя быть верным куску пластилина из коробки — из которого можно вылепить всё, что угодно!
Сегодня из каждого экрана мы слышим о «самопознании», «самореализации», «саморазвитии», «самосовершенствовании». И меня всё время подмывает спросить: господа, а о каком именно «само-» вы говорите? Или вы просто всё то множество глубоко противоречивых, взаимоисключающих в пространстве и времени ощущений «себя» просто берёте скопом, одним махом? Да они же друг друга готовы поубивать в борьбе за доминирование? Я-то вроде как один — но вот вопрос: какой именно «я» подлинный?
Христианский путь самопознания прост: вне истины Христовой «меня» как такового не существует. Только «об Христа», «об волю Божию», «об заповеди» постоянно ударяясь, спотыкаясь, зацепляясь — и «выделывается» то самое моё единственное «я», которое является не проекцией моих иллюзий о себе самом, или ожиданий других от меня, или вообще интеллектуальным невротическим фантазмом — а то самой «заданностью», ради исполнения которой и был я приведён в этот мир.
Вот какой «философский камень» самопознания даёт нам сегодня Евангелие: будь верен во всю силу Христовым заповедям и просто «подзабудь» про себя, любимого — и однажды ты изумишься, лишь краем глаза случайно заметив себя подлинного как бы со стороны!..
Протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Слово «подвиг» связано со словом «движение». А движение может быть беспорядочным, как броуновское движение молекул; может быть сконцентрированным, как движение лучей в лазере; может быть и не столь сконцентрированным, но тем не менее целеустремленным. Что же такое подвиг, что же такое подвижник? Открываем словарь Даля, замечательного нашего ученого-филолога, лингвиста, который сам совершил удивительный подвиг, создав толковый словарь, сохраняющий свою актуальность даже доныне, замечательное произведение и с научной, и с общекультурной точек зрения. В словаре Даля очень ясно сказано, что такое подвижник, — это тот, кто прославился великими и славными делами. То есть не всякая жертва и не всякое движение вперед есть подвиг. Подвиг происходит только тогда, когда двигающийся совершает добрые дела, великие и славные дела. Вот такой подвиг совершила святая мученица Татьяна — она отдала свою жизнь за веру, за убеждения; она проявила невероятную силу духа, которая потрясла ее гонителей.
Симеон Исихаст о Православии и стяжании благодати
Православие — это прямое постижение во Святом Духе внутреннего состояния Божественности каждого человека, а не то, что находится лишь в храмах и в Священном Писании. Храмы и священные тексты только указывают истинное направление, а Божественная благодать дает непосредственный опыт этого постижения на основе евангельских истин и традиции Церкви. Чтобы стяжать благодать, необходимо уметь вести духовную жизнь в любых обстоятельствах. Тогда любое обстоятельство становится источником стяжания благодати. Духовная жизнь — это предельная чистота ума, в котором обитает Бог… Тот, кто в совершенстве постиг состояние неисходного пребывания в полноте благодати, — освободился от всех эгоистических мыслей о себе и мире. Он полностью преодолел всякие плотские ограничения и привязанности и устойчиво хранит свой ум в небесной свободе. Тот, кто обрел это состояние духовной свободы, обликом похож на обычного человека, но духом уподобился Христу и стал земным Ангелом.
Три круга церковных богослужений
Богослужебные круги — определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.
Все церковные богослужения делятся на 3 круга (цикла): суточный, седмичный (недельный) и годовой.
Богослужения каждого круга группируются по евангельским и историко-церковным событиям.
Молитвословия
Тропарь преподобного Мартиниана Белоезерского
глас 2
Богу от юности, отче, избравшу и возлюбившу тя/ и провидящу твое доброе произволение,/ наставляет тя приити к преподобному Своему угоднику -/ Кириллу всеблаженному,/ от негоже наставлен бысть на путь спасения,/ страхом Божиим, и чистотою душевною, и благоговением,/ и непрестанными к Богу молитвами/ во мнозе подвизе жизнь свою препроводил еси/ и заповеди Божия непорочно соблюл еси,/ пастырь и наставник иноком предивен был еси,/ и ныне Престолу Христову со дерзновением предстоиши на Небесех,/ со Ангелы светлоликовствуя,/ отче преподобне, Мартиниане всеблаженне,/ не престай молися Христу Богу/ спасти и помиловати души наша.
Кондак преподобного Мартиниана Белоезерского
глас 8
Благоизволив, преподобне,/ от юнаго возраста работати Господеви день и нощь,/ в страсе Божий и благоговении чистоту душевную соблюл еси,/ в молитвах же и бдениих ум твой предочистил еси,/ в подвизех же, злостраданиих тело твое изнурив,/ вся добродетели духовный исправил еси/ и образ хотящим по тебе спастися явился еси./ Темже ныне, присно зря на Небесех Пресвятую Троицу,/ молися, всеблаженне, даровати душам нашим спасение,/ и житию нашему исправление,/ да вси верою вопием ти:/ радуйся, преподобне Мартиниане, отче наш.
Тропарь святителю Савве, первому архиепископу Сербскому
глас 3
Пути, вводящаго в жизнь,/ наставник, и первопрестольник, и учитель был еси:/ первее бо пришед, святителю Савво,/ отечество твое просветил есй/ и, породив тое Духом Святым,/ яко древа маслинная,/ в мысленнем рай насадил есй всеосвященная твоя чада./ Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.
Кондак святителю Савве
глас 8
Яко первосвятителя великаго и апостолов сообщника,/ Церковь прославляет тя людей твоих, преподобне,/ но яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ молитвами твоими от всяких нас бед спасай, да зовем ти:/ радуйся, отче Савво Богомудре.
Тропарь мученице Татиане
глас 4
Агнцу Пречистому и Пастырю последуя,/ агнице словесная Татиано,/ мысленных зверей не убоялася еси, / но знамением крестным вооружившися,/ до конца тех низложила еси,/ и вошла еси в Небесную ограду,/ идеже помяни и нас, мученице Христова многомудрая.
Кондак мученицы Татианы
глас 4
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице,/ от кровей твоих преиспещрена/ и, яко красная голубица,/ к Небеси возлетела еси, Татиано,// темже моли присно за чтущия тя.
Тропарь Божией Матери в честь иконы Ея «Млекопитательница»
глас 3
Без семене от Божественнаго Духа,/ волею же Отчею зачала еси Сына Божия,/ от Отца без матере прежде век суща,/ нас же ради из Тебе без отца бывша,/ плотию родила еси/ и Младенца млеком питала еси,/ темже не престай молити/ избавитися от бед душам нашим.
Кондак Божией Матери в честь иконы Ея «Млекопитательница»
глас 5
Душ наших чувствия очистивше,/ узрим на иконе таинство преславное,/ Творца Вселенныя и Господа вышних сил,/ во объятиих держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема,/ и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе/ и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем:/ радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Млекопитательница»
Душ наших чувствия очистивше,/ узрим на иконе таинство преславное,/ Творца Вселенныя и Господа вышних сил,/ во объятиих держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема,/ и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе/ и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем:/ радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице. Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на Матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыхании рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша к престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков. Аминь