27 января. Память равноапостольной Нины, просветительницы Грузии

7773
Фото

Седмица 32-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Отдание праздника Богоявления. Преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных: Исаии, Саввы, Моисея и ученика его Моисея, Иеремии, Павла, Адама, Сергия, Домна, Прокла, Ипатия, Исаака, Макария, Марка, Вениамина, Евсевия, Илии и иных с ними (IV—V). Равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (335) .

Преподобного Иосифа Аналитина Раифского (IV). Преподобного Феодула (V). Преподобного Стефана (VIII).

Священномученик Павел (Дернов), пресвитер Елабужский, и сыновья его: мученики Борис, Григорий и Симеон (+1918)

Преподобномучеников Раифских: Антония Чиркова, Варлаама Похилюка, Иова Протопопова, Иосифа Гаврилова, Сергия Гуськова и Петра Тупицына (1930)

Преподобного Иоанна Кевролетина исповедника (1961).

Преподобномученики иеромонахи Антоний (Чирков), Варлаам (Похилюк), Иов (Протопопов), Иосиф (Гаврилов), Сергий (Гуськов) и послушник Петр Тупицын — братия Раифской Богородичной пустыни под Казанью. Расстреляны в Казани 7 апреля 1930 г. (иеромонах Сергий — 10 августа 1930 г.). Память совершается в день последней литургии и ареста братии закрытого гонителями Раифского монастыря 27 января 1930 г.

Святитель Мелетий (Якимов), епископ Рязанский и Зарайский. Студент Казанской духовной академии (1858-1861), монашество и диаконский сан принял в Казани. Просветитель якутов и других народов Сибири. Скончался в Рязани 14 января 1900 г. Причислен к лику местночтимых святых Рязанской епархии, память совершается в день преставления, а также 5 июня (обретение мощей), 10 июня (Собор Рязанских святых) и 10 сентября (Собор Липецких святых).

Память архиепископа Казанского и Свияжского Павла (Зернова). Возглавлял Казанскую епархию с 18 декабря 1803 по 14 января 1815 гг. Скончался в Казани 14 января 1815 г., погребен в Благовещенском соборе Казанского кремля у южной стены.

Память епископа Чигиринского Иоанна (Жданова), викария Киевской епархии. Являлся викарием Казанской епархии в сане епископа Чебоксарского с 30 марта 1875 по 4 февраля 1878 гг. Скончался в Киеве 14 января 1883 г.

Престольные праздники

Храм прпп. отцев, в Синае и Раифе избиенных, Раифского Богородицкого мужского монастыря (К)

Равноапостольная Нина, просветительница Грузии

Святая Нина родилась в Каппадокии и была племянницей Иерусалимского Патриарха. Отец ее ушел в пустынники, а мать стала диаконисой. Воспитанная старицей, которая была родом из Иверии (Грузии), она наслушалась о той языческой стране и захотела идти туда с проповедью Евангелия. Желание возгорелось, когда в ночном видении Матерь Божия вручила Нине крест из виноградных лоз, оказавшийся в ее руке при пробуждении. Во время гонений на христиан Нина бежала в Иверию и смогла поселиться в царских виноградниках. Скоро распространилась о ней слава как о великой целительнице, помогающей больным по молитвам Христу Спасителю. Совершаемые ею чудеса были столь впечатляющи, что вскоре многие обратились в христианство, и даже царь Мерой уверовал во Христа. Позже Нина обратила в веру Софию, царицу Кахетии, и после 35 лет благовествования мирно скончалась.

Преподобные отцы, в Синае и Раифе избиенные

Некогда в пещерах горы Синайской и в сопредельной с ней пустыне Раифе подвизались пустынники. Они проводили особо строгую жизнь — всю неделю пребывали в келлиях в молчании, в субботу сходились на всенощное бдение и в воскресенье причащались Святых Таин. Питались только финиками и водой. Многие из них прославились даром чудотворения. Иноки дважды подвергались нападениям от варваров, которые средства к жизни добывали не земледелием или ремеслами, а главным образом разбоем. Первое вторжение произошло около 312 года. Оно описано египетским иноком Аммонием, очевидцем гибели 40 отцов Синайских. В это же время арабы-кочевники избили 39 отцов в Раифе. Прошло сто лет, и снова варвары напали на святую гору Синай. Очевидец разбоя, чудом избежавший гибели преподобный Нил Постник, оставил записи о мученической кончине иноков. В службе преподобным отцам упоминаются Исаия, Савва, Моисей, ученик его Моисей, Иеремия, Павел, Адам, Сергий, Домн, Прокл, Ипатий, Исаак, Макарий, Марк, Вениамин, Евсевий и Илия.

Преподобномученики Раифского Богородицкого монастыря

27 января 1930 года, в день преподобных отцев, в Синае и Раифе избиенных, в приходскую церковь, действовавшую на месте разгромленной в 1928 году Раифской обители, собрались на престольный праздник бывшие насельники монастыря. На Божественной литургии Раифская братия в последний раз причащалась Святых Христовых Таин, напутствуя друг друга перед грядущими испытаниями. Молебен пред честным образом преподобных отцев, в Синае и Раифеизбиенных, проходил уже в окруженном чекистами храме. По выходе из церкви раифские монахи и послушники, а вместе с ними 19 инокинь из трех закрытых женских монастырей и несколько крестьян были арестованы.

В тюремных узах новомученики Раифские явили образ нелицемерного стояния за Христа. Ни угрозы следователей, ни жестокое тюремное обращение не сломили мужества иноков. Иеромонаха Сергия, ризничего обители, допрашивали особо жестоко, пытками добиваясь признания, где спрятана монастырская ризница, но так ничего от него и не узнали. Молодой послушник Петр Тупицын своей готовностью пострадать за Христа и радостным исповеданием православной веры на допросе изумил даже следователей. Через месяц, 20 февраля, насельники монастыря были приговорены к расстрелу. Господь сподобил иеромонахов Иосифа, Иова, Варлаама, Антония и послушника Петра принять мученический венец в день Благовещения Пресвятой Богородицы — 7 апреля. Иеромонаха Сергия терзали еще несколько месяцев, он был казнен 10 августа, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери.

В 1996 году новомученики Раифского монастыря иеромонах Иосиф (Гаврилов), иеромонах Сергий (Гуськов), иеромонах Антоний (Чирков), иеромонах Варлаам (Похилюк), иеромонах Иов (Протопопов) и послушник Петр Тупицын были причислены к лику местночтимых святых Казанской епархии. Празднование им совершается 14/27 января, в день памяти преподобных отцев, в Синае и Раифе избиенных.

Евангелие дня

Как научиться контролировать свой гнев и перестать злиться на людей? С чего начать? Каков вообще механизм злости? Свой ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 10-й главы Евангелие от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 10.

46Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.

47Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

48Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.

49Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.

50Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.

51Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.

52Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

Почему люди, которые сопровождали Христа, заставляют слепого замолчать? Видимо, Спаситель в это время обращался к окружающим с поучением. Прямо на ходу Он проповедовал им Евангелие. Возможно, говорил о том, как важно быть внимательными друг к другу и стремиться исполнять заповеди Бога. Проявлять заботу о нищих и убогих. В том числе и о слепых, которые сидят у дороги и просят милостыню.

Естественная реакция человека, которого отвлекают от чего-то важного, раздражаться и выражать недовольство. Если нас кто-то толкнул, мы обыкновенно не разбираемся, специально он это сделал или его самого толкнули. Нам кажется, что на нас напали. Страх затуманивает наш разум. Потому мы не в силах оценить ситуацию. Автоматически включается режим защиты. Мы проявляем агрессию, хотя для этого и нет особого повода.

Вот так и здесь. Народ сосредоточен на словах Спасителя и старается не упустить полезную информацию. И тут кто-то своими воплями мешает им напитываться словом благодати. Словно пытается отнять у них Царство Небесное. Именно страх не получить побуждает их направить гнев на калеку. В их глазах он представляет собой угрозу. Они шикают на слепца и даже не задумываются, что перед ними тот, кто действительно нуждается в помощи.

Если внимательно понаблюдать за собой на протяжение дня, то можно заметить, что большинство моих недовольств, претензий, обид, моё раздражение и даже злость имеют в своей основе страх. Детский страх потерять то, чем я обладаю, или не получить то, чем я хочу обладать. Именно этот страх побуждает меня видеть причины своих неудач и страданий во внешнем мире. Именно этот страх заставляет меня использовать энергию гнева не по назначению. По-хорошему его яростное сопротивление должно быть направлено на грех, на страсть, на тёмную сторону моей личности. Но я, одержимый страхом, направляю его на борьбу с людьми. И таким образом сам обкрадываю себя, лишаю мира и покоя Небесного Царства. Что же делать?

Посмотрите, слепец тоже боится. Вдруг Господь пройдёт мимо, и он потеряет шанс на исцеление. Но приглядитесь, как он себя ведёт. Он не устраивает базар и не вступает в перебранку с окружающими. Но всю свою ярость он собирает в одной точке и вкладывает в свой крик. Перед его мысленным взором только его болезнь, от которой он отталкивается своими воплями, и Тот, Кто один на всем свете может дать ему здравие.

Слепец долгое время провёл в темноте. Его взгляд долго был направлен внутрь себя. Возможно, это вынужденное погружение в своё сердце и открыло ему важную истину: та сила гнева, которая вложена в нас Творцом, — довольно ценный ресурс. Зачастую неразумно и бессмысленно расходовать её на людей и обстоятельства. Ведь это то топливо, которое помогает мне преодолеть притяжение моих страстей и греховных привычек. Это тот заряд, который помогает мне непрестанно обращаться к Творцу. Молить Его об избавлении. И по мере того, как мы будем учиться использовать эту энергию по назначению, Бог будет возвращать нам зрение. В нашей душе будет ярче сиять свет Его благодати. А там, где свет, там уже нет никакого страха.

священник Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня мы празднуем память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Совершенно удивительный образ — женщина, молодая девушка подвигом своей жизни, своим проникновенным словом обратила в христианство целый народ — Иверию, нынешнюю Грузию. Как понять жизненный подвиг Нины? Как описать его в человеческих, рациональных категориях? Невозможно, поскольку ничто не говорило о том, что эта молодая девушка может жизнью своей, словами своими, молитвами своими обратить ко Христу целый народ.

Избавит ли освящение квартиры от воров, а освящение машины от аварии?

Освящение квартиры или машины не гарантирует избавления от кражи, аварий и несчастных случаев. Оно имеет в первую очередь духовное значение. Следует помнить, что освящение машины и любой вещи — это посвящение ее на угодное Богу использование. В молитвах на освящение жилища призывается благословение Божье «на дом сей и в нем жити хотящих» и покровительство Ангела, сохраняющего от всякого зла и наставляющего к деланию добродетелей и исполнению заповедей Божьих живущих в нем. В молитвах на освящение машины священник также просит Бога: «ниспосли благословение Твое на колесницу сию и Ангела Твоего к ней пристави», чтобы путешествующие в ней им хранимые и наставляемые, в мире и благополучии путь свой совершив, воздавали благодарение Богу.

Литургия — главное церковное богослужение.

Божественная литургия — главное христианское богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения или Евхаристия. Продолжительность литургии согласно Типикону (гл.8) должна быть около часа, на практике ≈1,5 часа, архиерейская обычно дольше. В наше время общеупотребительны три вида Божественной литургии:

Литургия святителя Иоанна Златоуста совершается чаще всего: в течение всего года, когда не положено совершать двух остальных литургий.

Литургия святителя Василия Великого совершается десять раз в году: кроме Великого поста — 14 января (память святителя Василия Великого) и в праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в некоторые дни Великого поста. Эта литургия называется так потому, что на ней приобщаются Святыми Дарами, освященными ранее на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого.

Молитвословия

Тропарь равноапостольной Нины

глас 4

Слова Божия служительнице,/ во апостольстей проповеди первозванному Андрею/ и прочим апостолом подражавшая,/ просветительнице Иверии и Духа Святаго цевнице,/ святая равноапостольная Нино,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак равноапостольной Нины

глас 2

Приидите днесь вси,/ воспоим избранную от Христа/ равноапостольную проповедницу Божия слова,/ мудрую благовестницу,/ люди Карталинии приведшу на путь живота и истины,/ Богоматере ученицу,/ усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу,// Нину прехвальную.

Молитва равноапостольной Нине, просветительнице Грузии

О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу Божию, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкви Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует православному народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)
Публикации 28 января 2023
28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)

28 января 1993 года, в небольшом городке Воткинске Удмуртской Республики, на 81-м году жизни скончался бывший епископ Казанский и Марийский Пантелеимон. На фоне бурных событий в стране и церкви это событие осталось практически незамеченным.

27 января — день памяти преподобномучеников Раифских
Публикации 27 января 2023
27 января — день памяти преподобномучеников Раифских

27 января Казанская епархия воспоминает святых преподобномучеников Раифских: Антония Чиркова, Варлаама Похилюка, Иова Протопопова, Иосифа Гаврилова, Сергия Гуськова и Петра Тупицына.

Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии

7 января Православная Церковь отмечает Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

В Неделю 33-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершит Литургию в Раифском монастыре
Анонсы и объявления 31 января 2022
В Неделю 33-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершит Литургию в Раифском монастыре

6 февраля 2022 года, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершит Божественную литургию в Раифском Богородицком мужском монастыре.