Церковный календарь

7 августа. Память преподобного Макария Желтоводского, Унженского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
7 августа. Память преподобного Макария Желтоводского, Унженского

7-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 25 июля по ст. ст

В этот день совершается память: 

Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Святых жен Олимпиады диакониссы (409) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Преподобного Макария Желтоводского, Унженского (1444).

Память V Вселенского Собора (553).

Священномученика Николая Удинцева пресвитера (1918); священномученика Александра Сахарова пресвитера (1927); святой Ираиды Тиховой исповедницы (1967).

Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы

Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Благословенная Анна была дочерью священника Матфана из колена Левиина, рода Ааронова. По преданию, она скончалась мирно в Иерусалиме в возрасте 79 лет. При святом благоверном царе Иустиниане (527–565 гг.) в Девтере был выстроен в ее честь храм, а император Иустиниан II (685–695 гг.; 705–711 гг.) обновил ее храм, в то же время тело ее и мафорий (покрывало) были перенесены в Константинополь.

Преподобного Макария Желтоводского, Унженского

Уроженец Нижнего Новгорода и современник Сергия Радонежского, Макарий прославился просвещением приволжских народов — марийцев, чувашей, татар. В 12 лет он тайно ушел от родителей и принял постриг. Повзрослев, Макарий, как в то время многие искатели Царства Божия, ушел из обители в поисках безмолвия и поселился на Волге, в пещере, вблизи озера Желтые Воды. Твердое воздержание и терпение привлекли к святому других пустынников, и он основал монастырь во имя Святой Троицы. Он обратил многих язычников и мусульман. Казанские татары разорили обитель, пленили святого и его братию. Но хан был так поражен благочестием старца, что отпустил его и с ним до 400 христиан, лишь взял с Макария слово покинуть озеро. Святой ушел с братией в галичскую землю, где основал новую обитель и почил в глубокой старости.

V Вселенский Собор

Пятый Вселенский Собор был созван святым императором Юстинианом в 553 году и заседал с 4 мая по 2 июня в Константинополе. За 10 лет до созыва собора святой Юстиниан издал эдикт в виде трактата из трёх глав, осуждающий епископа Феодора Мопсуестийского и его творения, а также труды епископов Феодорита Кирского и Ивы Эдесского. Причиной осуждения сочинений давно скончавшихся архиереев были их несторианские взгляды. Предыдущий Вселенский Собор 451 года, осудивший монофизитскую и несторианскую ереси, не рассматривал сочинения указанных лиц, что давало повод монофизитам обвинять православных в несторианстве. Эдикт императора о «Трёх Главах» неоднозначно был воспринят епископатом, так как этим указом был осуждён уже скончавшийся архиерей, поэтому возникла необходимость в созыве Вселенского Собора.

Деяния V Вселенского Собора

На V Вселенском Соборе присутствовали 165 архиереев. Римский папа Вигилий, бывший во время созыва собора в Константинополе, отказался в нём участвовать, несмотря на троекратное приглашение. Впоследствии папа согласился с общим мнением отцов и принял соборное определение. Собор ещё раз подтвердил учение о единой Ипостаси Богочеловека: «Если кто не исповедует, что распятый плотью Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и Господь славы и один из Святой Троицы, тот да будет анафема». Кроме того, собор осудил ещё одного учителя древности — Оригена и его учение о всеобщем спасении: «Если кто говорит, что соединяются с Богом Словом все человеки, и диавол, и духи лукавства, и что будет конец Царствия Христова, да будет анафема». На соборе епископ Феодор Мопсуестийский за еретические взгляды был анафематствован. Также были осуждены некоторые сочинения епископов Феодорита и Ивы, так как они успели покаяться до своей кончины.

Священное Писание

Рим., 108 зач., XII, 1-3

1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, 2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.

3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.

Мф., 39 зач., X, 37 — XI, 1

37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

* Мелкая монета.

Глава 11

1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 12, 1-3; Мф. 10, 37-11, 1

«Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника». Этим решаются все недоразумения при подаянии милостыни. Доброхотство в отношении к бедным, почти всегда если не пресекается, то значительно сокращается вопросами: кто просит и куда пойдет поданное? Господь говорит таковым: в каком смысле примешь ты просящего и поможешь ему, в том и награда тебе будет. Не на просящего смотри, а на свои при том помышления. Каковы будут эти последние, такова будет и цена дела твоего. Какие же мысли иметь о бедном, это определяется другим словом: милующий нищего взаймы дает Богу; или «если сотворили вы одному из них, то Мне сотворили». Итак, принимай всякого нуждающегося как Господа, и делай для Него, что можешь сделать с тою мыслью, что делаешь для Бога, и получишь мзду не пророка только и праведника, но Господню.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Хорошо известны слова: Кто хочет идти за Мной, отрекись от себя и возьми крест свой и следуй за Мной (ср.: Мк. 8, 34). Святитель Филарет Московский, размышляя на эту тему Евангелия, говорит следующее: «Отречение не есть пренебрежение ни душой, ни телом. Потому что душа, по слову Божию, – бесценный дар, а тело, по слову апостола, требует естественного удовлетворения. Отречься, – продолжает святитель, – значит отказаться от пристрастия. Не удовлетворение порицается, а пристрастие». К внутренней, духовной силе и к внутренней свободе призывает нас Крест Христов. А для того чтобы мы могли обрести эти спасительные силы и качества, нам дается пост как некая школа борьбы со своими пристрастиями. Дается время, когда мы можем проанализировать свою жизнь, подвергнуть ее критике, саморазоблачению и по милости Божией принести подлинное покаяние Богу, совлекая с себя тлен страстей и обретая свободу во Христе.

Действенность Таинств и богослужений не зависит от личной святости священнослужителя

Священнослужитель — лишь проводник благодати, а её источник — Бог: он передаёт не людское Богу, а Божие людям.

Есть такая метафора: священник — это официант между пришедшим в кафе человеком и поваром, который будет его кормить. Официант — это такое звено, от которого не зависит состав и качество пищи. Но от него зависит, придет человек сюда ещё раз или нет (от повара это зависит само собой!).

Священный сан не даёт гарантии святости, поэтому, чтобы не соблазняться нужно чётко разделять божественное и человеческое в Церкви. Даже среди двенадцати Апостолов Христовых был Иуда-предатель.

Донатисты считали, что действительны и действенны только те Таинства, которые совершаются праведными священнослужителями. Ересь осуждена собором 314 г.

Молитвословия

Тропарь преподобного Макария Желтоводского, Унженского

глас 5

Днесь град твой Галич тобою хвалится,/ в концех бо его пресветло,/ яко велие солнце, возсиял еси/ и чудесы твоими, преподобне Макарие, вся озарил еси./ И ныне молися Господеви/ избавитися душам нашим от прелести вражия/ и спастися граду твоему от поганскаго наития.

Кондак преподобного Макария Желтоводского, Унженского

глас 2

Вторый Моисей явился еси, преподобне:/ он бо жезлом море раздели,/ ты же страсти, яко Амалика, победил еси/ и непроходную пустыню немятежным умом прошел еси,/ в нейже молитвами твоими велие чудо сотворил еси:/ гладныя люди до изобилия прекормил еси./ И ныне молися Господеви/ подати всем печальным утешение,/ Макарие, отче приснопамятне,/ иже Галичестей стране и всей Российстей земли/ похвала и утверждение.

Молитва преподобному Макарию Желтоводскому

О преподобне и богоносне отче наш Макарие! Веруем, яко ты, предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах ко Всемилостивому Господу Богу, Иже всегда послушает тебе, вернаго раба и угодника Своего. Сего ради с умилением смиренно припадаем к тебе, святче Божий, не премолчи о нас молитися ко Господу Богу, в Троице покланяемому и славимому, да милостиво призрев на ны, не попустит нам погибнути во гресех наших, но да возставит нас падших, да подаст исправление злому и окаянному нашему житию, от грядущих грехопадений восхищая, и да просит нам вся, елика сами собою или чрез других кого согрешихом мыслию, словом и делом, от рождения до сего часа. Ты подвижниче добродетелей, отче наш Макарие, веси немощь естества нашего и тяжесть и скорбь времен настоящих, моли убо выну Господа Бога, да николиже нас оставляет Его неизреченное милосердие, но да хранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да приимем от Господа Бога тобою и вся потребная к жизни временней, освобождение от бед и напастей, а среди их неослабное терпение до конца. Испроси нам у Господа Бога в мире и покаянии скончати живот наш и невозбранно преити от земли на небо, мытарств ты же и бесов воздушных и вечныя муки избавитися и сподобитися Царства Небеснаго, с тобою и со всеми святыми, угодившими Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь праведной Анны

глас 4

Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь,/ богомудрая Анно./ Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище,/ в славе радующися, ныне преставилася еси,/ чтущим тя любовию/ прегрешений просящи очищение,// присноблаженная.

Кондак праведной Анны

глас 2

Прародителей Христовых память празднуем,/ тех верно просяще помощи,/ избавитися всем от всякия скорби, зовущим:// Бог наш с нами, сих прославлей, якоже благоволи.

Теги:
Преподобный Макарий Желтоводский
православный календарь

Все публикации