Седмица 22-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Преподобного Илариона Великого (371—372). Перенесение мощей святителя Илариона, епископа Меглинского (1206).
Преподобного Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XI). Преподобного Илариона Псковоезерского, Гдовского. Преподобных Феофила и Иакова Омучских (ок. 1412). Мучеников Дасия, Гаия и Зотика (303).
Священномучеников Павлина, архиепископа Могилевского, Аркадия, епископа Екатеринбургского, и с ними Анатолия Левицкого и Никандра Чернелевского пресвитеров и мученика Киприана Анникова (1937); священномученика Дамиана, архиепископа Курского (1937); священномучеников Константина Чекалова, Сергия Смирнова, Василия Никольского, Феодора Беляева, Владимира Введенского, Николая Раевского, Иоанна Козырева, Василия Козырева, Александра Богоявленского, Димитрия Троицкого и Алексия Москвина пресвитеров, Сергия Казанского и Иоанна Мельницкого диаконов, преподобномучеников Софрония Несмеянова и Неофита Осипова (1937); преподобномученицы Пелагии Тестовой (1944).
Священномученик Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский и Обоянский. Родной отец архиепископа Казанского и Марийского Михаила (Воскресенского) (1960-1975). Расстрелян в Карелии 3 ноября 1937 г.
Память архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Илариона (Рогалевского). Возглавлял Казанскую епархию в сане архиепископа Казанского и Свияжского с 26 марта 1732 по 29 марта 1735 гг. Преобразовал Казанскую славяно-латинскую школу в Казанскую духовную семинарию (1732). Скончался на покое либо в 1738 или 1739, либо в 1742 г. по пути в Санкт-Петербург, погребен в Успенском Отроче монастыре г. Твери. Поминовение совершается в день тезоименитства владыки.
Память убиенного епископа Уразовского Алексия (Буя), викария Воронежской епархии. Настоятель Бугульминского Александро-Невского монастыря (1922-1923), викарный епископ Бугульминский (1924). Расстрелян в Карелии 3 ноября 1937 г.
Преподобный Иларион Великий
Преподобный Иларион Великий родился в селении Тавафа. Услышав об ангельской жизни преподобного Антония Великого, Иларион отправился к нему, чтобы научиться угождать Богу. Когда он вернулся на родину, родители его уже умерли. Раздав имущество, преподобный поселился в пустыне. Он усиленно боролся с нечистыми помыслами, побеждая их трудом, постом и прилежной молитвой. Однажды на него напали разбойники, и он силой своего слова убедил их оставить преступную жизнь. Вскоре к нему стали приходить ученики, желающие спасать свою душу под его руководством. По благословению преподобного Илариона по всей Палестине начали возникать монастыри, в которых велась строгая подвижническая жизнь.
Перенесение мощей святителя Илариона Меглинского
Святитель Иларион Меглинский был поставлен в архиереи в 1134 году в городе Меглен (Македония, разрушен при османском завоевании). Поставлению его на кафедру предшествовало явление Божией Матери Охридскому архиепископу Евстафию: Пречистая велела ему «не откладывать возложения светильника на подсвечник, Илариона, наставника общежития, пастырем могленцам, ибо многих обратит от блуда к свету богопоз нания». Святителя Илариона отличала ревность в обращении еретиковбогомилов: после его назидания многие оставили лжеучение. Святитель мирно почил в 1164 году. Около 1206 года болгарский царь Калоян (†1207) перенёс раку с мощами святителя в свою столицу город Тырнов. При преемнике Калояна, царе Иоанне Асене II, был построен храм во имя Сорока Мучеников, в котором были положены мощи святого Илариона.
Евангелие дня
Опыт человечества показывает, что мало кому удаётся должным образом ценить то, что его окружает. Мы привыкли жаловаться на всё и сразу: на погоду, на цены, на коммунальные службы, на здоровье, на начальство, на жён, на мужей, на детей. Этот список можно продолжать очень долго, ведь у каждого из нас есть то, на что можно было бы пожаловаться, а всем довольные люди встречаются очень редко. Любопытно же в этом нашем всеобщем стоне то, что он в некоторой мере проявлял себя и у апостолов, они тоже не всегда и всем были довольны, они не всегда понимали, что их жизнь — предел мечтаний многих поколений праведников, а потому Христос иногда вынужден был напоминать Своим ученикам об этом. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й главы Евангелия от Луки. Этот отрывок содержит в себе указание Спасителя на то, что апостолы счастливее всех прочих людей. Давайте послушаем эти слова Христовы и подумаем о том, в какой степени они могут быть применимы к нам.
Глава 10.
22И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
24ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
Только что прозвучавшие евангельские слова были окончанием рассказа апостола Луки о призвании Спасителем семидесяти апостолов и о том, какой успех имела миссия этих учеников Христовых: «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоём» (Лк. 10:17).
Господь Своими словами подтвердил настроение апостолов, действительно, они — избранники Божии, они своими глазами видят чаемого многими поколениями праведников Мессию, они могут общаться с Ним, они свидетели Его дел, и они, как сказал Сам Христос, блаженны, то есть в высшей степени счастливы.
Однако нам стоит обратить внимание и на последние слова сегодняшнего евангельского отрывка: Господь сказал о блаженстве апостолов ещё и потому, что они имеют возможность слышать то, что они слышат. Легко понять, что здесь имел в виду Христос — речь идёт о Его проповеди. Слова Воплощённого Бога хотели слышать многие, но слышат апостолы, слыша же, они имеют возможность узнать волю Божию непосредственно от Бога и последовать ей.
У нас нет возможности своими глазами видеть Христа, быть свидетелями Его чудес и слышать Его голос. Однако слово Его в той же мере с нами, в которой оно было с апостолами: в первую очередь, оно в Евангелии. И здесь возникает вопрос: а можем ли мы назвать себя блаженными? Или же нам что-то мешает? А если мешает, то что?
Если судить по печальному взору многих православных христиан, взору, который никак нельзя назвать вдохновлённым Благой Христовой вестью, мы либо не слышим Евангелие, либо не понимаем Его, либо не хотим понимать. Пожалуй, для большинства свойственно последнее — отсутствие желания понимать Евангелие.
Ведь если его понимать, то придётся жить так, как учил Спаситель. А такая жизнь сопряжена со множеством рисков, в первую же очередь, с риском отказа от собственных человеческих интересов. Это страшно, но ведь только такой отказ и выбор в качестве абсолютного приоритета явленную в Евангелии волю Божию и приводят человека к блаженству. Апостолы Христовы блаженны не потому, что они физически рядом со Христом, причина их блаженства заключается в исполнении Христовых слов. И нам не стоит об этом забывать.
епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Смирение — это в первую очередь осознание своего недостоинства пред Богом. Когда мы осознаём себя недостойными пред Богом, мы становимся менее кичливыми в отношении людей. Смиренный человек не осуждает другого, хотя это не мешает ему быть объективным в оценке других людей, особенно если он, занимая властное положение, призван к тому, чтобы влиять на жизнь окружающих, в том числе через различного рода назначения. Смирение есть состояние полного и окончательного предания себя Господу. И пребывая пред лицом Божиим, исповедуя свои грехи, смиренный человек обретает внутренний покой, даже если находится в гуще событий.
Когда следует креститься?
Осенять себя крестным знамением следует в начале молитвы, во время молитвы и после её окончания, а также при приближении к всему святому: при входе в храм, при прикладывании к кресту, иконам, к святым мощам. Креститься надо и во всех важных случаях жизни: в опасности, в горе, в радости, перед началом всякого дела и после его окончания, перед едой и после еды, перед выходом из дома и при входе в дом и во многих других ситуациях. Крестным знамением совершается освящение и всякой вещи, необходимой для жизни. Важно совершать крестное знамение благоговейно и правильно.
Притча о несении жизненного креста
Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нёс на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест очень тяжёлый. Он был очень хитрым. Приотстав от всех, он зашёл в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он их догнал и пошёл дальше. Вдруг на пути появилась пропасть. Все положили свои кресты и перешли. Хитрый же человек остался на этой стороне, так как его крест оказался коротким.
Можно ли определять волю Божью, открывая наугад Библию?
Такого рода гадания на Священном Писании являются кощунством и вызывают зависимость, отучая христианина принимать сознательные и ответственные решения. Кроме того, есть риск превратно истолковать выпавший фрагмент.
«...Не ворожите и не гадайте», — говорит Господь (Лев.19:26). Есть ироничная притча об одном молодом человеке, который неразумным способом искал волю Божию, и решил последовать тому повелению, которое ему откроется наугад в Библии: первый отрывок, на который упал его взор, был из евангелиста Матфея: «… он вышел, пошел и удавился», второй отрывок из Луки:«...иди, и ты поступай так же» и третий из Иоанна «Что делаешь, делай скорее».
Библия является ориентиром для правильного разрешения сложных ситуаций. Кроме неё мы вопрошаем в молитве, ищем ответы у святых отцов и подвижников благочестия, современных духовных авторов, советуемся с духовником. В дополнение можно использовать и интернет, например, раздел нашего сайта «Вопросы священнику»: tatmitropolia.ru/talks/question_priest/.
Молитвословия
Тропарь преподобного Илариона Великого
глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси/ и, иже из глубины воздыханьми, во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иларионе, отче наш:/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Илариона Великого
глас 3
Яко светильника незаходимаго умнаго тя Солнца,/ сошедшеся днесь, восхваляем в песнех,/ возсиял бо еси сущим во тьме неведения,/ вся возводя к Божественней высоте, Иларионе./ Темже вопием:// радуйся, отче, всех постников основание.
Тропарь на перенесение мощей святителя Илариона, епископа Меглинского
глас 3
Чудо явився извещения,/ делы возсиял еси добродетелей Божиих,/ монашествующих лики упасл еси,/ архиерейская седалища изчистил еси,/ еретическаго же нападания не усумневся,/ церкви Христовы воздвигл еси,/ преподобне Иларионе,/ умер, яко спя,/ тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть,/ и подает цельбы болящим от различных недуг,/ и демоны прогоняет,/ сего ради молим тя:/ моли спастися душам нашим.
Кондак святителя Илариона, епископа Меглинского
глас 3
Яко светоносна явися, архиерее, память твоя,/ тьму разруши уныния и свет облиста даров Небесных,/ вся созывающи на радость,/ от Бога бо, Иларионе, благодать обрел еси/ и монахов был еси степень.
Тропарь преподобного Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах
глас 1
Воистину достойне наречен был еси Иларион,/ тихостен бо и кроток нрав по имени твоему имел еси, блаженне,/ имже кроткому Господу Иисусу благоугодив,/ молися Ему о нас рабех твоих.
Кондак преподобного Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах
глас 2
Великий Ангельский образ иноческаго чина святую схиму яко прием,/ и второе отрицание суетнаго мира сего яко сотворь,/ тщался еси всеми образы, преподобне Иларионе,/ обещание делом исполнити/ и образу святому приличие пожити,/ тем тя чтим и ублажаем.
Тропарь преподобного Илариона Псковоезерского, Гдовского
глас 4
В молитвах бодрствуя,/ пресветлый храм Духа Святаго был еси,/ темже и чудотворец предивный явился еси,/ преподобне отче наш Иларионе./ О нас моли Христа Бога/ светом Божественнаго познания просветити ны/ и спасти души наша.