7 ноября. Память мучеников Маркиана и Мартирия

3733
Фото

Седмица 23-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мучеников Маркиана и Мартирия (ок. 355).

Преподобных Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах (XIII—XIV). Мученика Анастасия (III). Праведной Тавифы (I).

Преподобной Матроны Власовой исповедницы (1963).

Мученики Маркиан и Мартирий

Праздником святых нотариев в Византии называли память святых мучеников Маркиана и Мартирия. Святые подвизались нотариями святого Патриарха Павла Константинопольского, которого несколько раз ссылали по приказу византийского императора-арианина Констанция (337—361), а затем убили еретики-ариане. Ариане пытались привлечь святых Маркиана и Мартирия на свою сторону, предлагая деньги и архиерейские кафедры, но мученики твёрдо держались православного исповедания. Тогда ариане приговорили их к смерти. Память мучеников особо чтилась чиновниками церковного нотариата, возглавляемого великим хартофилаксом, который заведовал всеми важнейшими административными делами и судопроизводством в Патриаршей епархии. В наше время во многих епархиях в этот день совершаются молебны для работников нотариальных палат.

Праведная Тавифа

В книге Деяний описано много чудес святых апостолов, получивших в день Пятидесятницы дары Духа Святого. Одно из них было совершено апостолом Петром в портовом городе Иоппии (современная Яффа). В апостольский век здесь возникла христианская община, в которой была некая Тавифа, шившая для бедных рубашки. Как отмечает святитель Иоанн Златоуст, смысл имени Тавифы — (серна) дан в Деяниях, чтобы показать, что имена часто даются с особенным значением и Тавифа соответствовала своему имени — была внимательна и деятельна, как серна. Опечаленные внезапной смертью Тавифы вдовицы Иоппии со слезами просили апостола Петра прийти к ним. Когда он пришёл, то помолился за неё и сказал: «Тавифа, встань!» В этот момент Тавифа открыла глаза и встала. Это чудо стало известно всему городу и многих привело ко Христу.

Преподобная Матрона Дивеевская

Преподобная Матрона Дивеевская просияла в сонме новомучеников и исповедников Российских и Соборе Дивеевских святых. Оставшись сиротой, 6-летняя Матрона попала в приют Серафимо-Дивеевского монастыря, где, неся послушание, и приняла иноческий постриг. В 1927 году обитель была закрыта. Матрона с тремя сестрами поселилась в селе Кузятове. Они прислуживали в церкви и зарабатывали на хлеб рукоделием. В 1933 году преподобная была арестована за антисоветскую агитацию. В качестве обвинения по делу выступали найденные у нее бумажные иконки. Так начался ссыльный период жизни преподобной. Более 20 лет провела Матрона в лагерях, кротко и смиренно перенося все лишения. Инокиня Матрона мирно скончалась 7 ноября 1963 года.

Священное Писание

Бывало ли у вас, дорогие друзья, что вы о чём-то искренне молитесь, просите чего-то очень конкретного — но, увы, словно небеса ничего не слышат — время идёт, ничего не меняется. В какой-то момент вы уже и перестаёте молиться — отчаявшись получить — ещё проходит время — и тут вдруг — на тебе! — уже и не особо-то и надо — а вот оно, на «блюдечке с голубой каёмочкой!» Чтобы разобраться, почему так происходит, давайте послушаем чтение из 11й главы Евангелия от Луки, которое сегодня звучит в наших храмах во время богослужения.

Глава 11.

01 Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

02 Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

03 хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;

04и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

05 И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,

06и бо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;

07 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

08 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

09 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,

10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

В своего рода «медлении» в исполнении наших молитвенных просьб есть несколько очень важных посланий, которые нам адресует Господь Бог. Давайте попробуем их озвучить.

Итак, послание № 1. Если бы Господь тотчас реагировал на любую нашу просьбу... Ой. Мне даже страшно представить, что тогда было бы. Наверное, земной шар буквально слетел бы со своей оси — и начался бы полный шурум-бурум. Ведь у каждого из нас — море разливанное из наших желаний и хотений. Сегодня хотим одно, завтра — другое, и так без конца. Но среди этого «моря» всё же при внимательном рассмотрении можно увидеть несколько достаточно крупных «островов» — которые остаются при любом «приливе» или «отливе» других желаний. Зачастую эти «острова» для нас самих не особо-то различимы — но с жизненным опытом вырабатывается навык их опознавать и не игнорировать. Отсюда мы переходим дальше.

Послание № 2. Настоящие, не мнимые, не сиеминутные «хотелки», а исходящие из глубины нашей души желания — должны «вылежаться», «вызреть». Причём сами по себе они никогда не «дозреют»: здесь должна быть работа, их надо в прямом смысле «выносить», как женщина вынашивает своего ребёнка. Наша «работа» над желаниями и происходит прежде всего во время молитвы: мы как бы «полагаем» перед взором Всевышнего своё желание и внимательно смотрим, что с ним происходит в пространстве между мной и Богом: меняется ли оно, или вообще исчезает как пар — потому что в нём ничего от реальной, созвучной Божественной воли, жизни и не было.

И, наконец, третье послание: неотступность в молитве. Любое наше «желание» — если только оно не идёт вразрез с Божьей волей — должно быть... «оплачено». А у нас есть только две «валюты», которые с радостью принимают «там», «наверху»: это наше время и усилие. Именно они находятся целиком в нашей власти — и, как это ни странно бы звучало, но в молитве они сочетаются очень органично: для молитвы нужны и выделенное время, и достаточное усилие. В сегодняшней притче это описано в образе неотступного просителя, который своим усердием вынуждает хозяина встать, отворить дверь и удовлетворить потребность своего друга. Если бы нам вообще ничего не хотелось бы — как тогда ещё можно было бы нас научить молиться — искренне, с горением, вдохновенно и тепло? Другое дело, что, когда мы на самом деле, устремляясь к своему желанию, начинаем именно так, от сердца, молиться, однажды нам начинает нравиться уже не процесс «выпрашивания» исполнения желания, а сама по себе молитва. Быть в глубинном внутреннем диалоге с Богом, учиться различать подлинные желания от мнимых, всё, что беспокоит и тревожит внутренний мир, повергать перед Божественным Светом — чтобы Он Сам помог разобраться — всё это становится настолько привлекательным и несущим радость, что в какой-то момент и сам предмет просьбы постепенно уходит куда-то на дальний план — ну, подумаешь, не получили ничего — но и без этого мы научились очень многому и полезному. И, как правило, именно в таком состоянии — когда мы «переболели» своим желанием — Господь Бог видит, что уже можно это желание исполнить, и оно не станет для нас преградой в отношениях между нами и Богом.

Трём важным вещам учит нас сегодня Евангелие: скромности перед лицом Божиим, ясности желаний и неотступности в молитве, при которой даже ничего не получая, мы всё равно хотим находиться в постоянном разговоре с нашим Небесным Отцом!

протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

К сожалению, не всегда знание даже самых возвышенных истин сохраняется в памяти, тем более не всегда оно остается неким руководящим жизненным началом. Тогда наступает очень большая опасность, ведь если истины Слова Божия перестают играть решающую роль в определении человеком того, что правильно, а что неправильно, что есть истина, а что ложь, что откровение, а что соблазн, то верующий человек может оказаться легкой добычей врага. Не это ли произошло в XX веке с нашим благочестивым народом? Почти все изучали тогда в школах Закон Божий, но, наверное, чтение священных книг не сопровождалось правильными, умными и соответствующими времени пояснениями преподавателей. Наверное, слишком много формализма было как со стороны педагогов, так и со стороны детей. Все это привело к тому, что знание Слова Божиего не вошло в сердца большинства людей, не сформировало их убеждения. А если нет убеждений, то сознание и воля легко порабощаются другими идеями, привнесенными со стороны.

Притча об отчаянии

Единственный человек, спасшийся после кораблекрушения, был выброшен на необитаемый остров. Он изо всех сил молился Богу о спасении и каждый день всматривался в горизонт, но никто не плыл на помощь.
Измученный, он, наконец, построил хижину из обломков корабля, чтобы защититься от стихии и сохранить свои немногие вещи. Но однажды, побродив в поисках пищи, он вернулся и увидел, что его хижина объята пламенем и к небу восходит дым. Случилось самое страшное: он потерял всё.

Объятый горем и отчаянием, он воскликнул: «Боже, за что?».

Рано утром на следующий день его разбудили звуки приближающегося к острову корабля, спешащего на помощь.

— Как вы узнали, что я здесь? — спросил человек своих спасителей.

— Мы видели ваш сигнальный костёр, — ответили они.

Как легко впасть в отчаяние, когда приходит беда. Но не нужно опускать руки, ведь Бог заботится о нас, даже когда нас постигают боль и страдания. Об этом надо помнить всякий раз, когда ваша хижина сгорает дотла: может быть, это сигнальный костёр, призывающий Бога на помощь.

О цели духовной жизни

Духовная жизнь включает в себя — Богопознание, Богообщение и Богоуподобление. Если мы любим Бога, то желаем познать Его (теоретически и опытно) и стремимся к общению с Ним. Церковное Богопознание и Богообщение способствуют уподоблению христианина Его святости и совершенству — Богоуподоблению.

Целью духовной жизни является святость (Рим.6:22). Наша задача состоит в том, чтобы обрести состояние духовно-нравственной чистоты, которым обладали прародители до грехопадения, и даже больше: утвердиться в добре, обожиться. Перед тем как обожиться следует очеловечиться, стараясь исполнять ветхозаветные заповеди.

Имея целью духовной жизни святость, осознать себя святым человеку невозможно, если такое произошло, то это состояние называться «духовной прелестью», ложной духовной самооценкой. Ведь чем ближе человек к Источнику святости — Богу, тем отчётливее он видит свои греховные мысли, желания, навыки, страсти. По словам одного религиозного философа (Блеза Паскаля): Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками.

Главными индикаторами правильной духовной жизни являются внутренний мир и усиление любви к ближним и Богу (Ин.13:35). Человек, живущий духовной жизнью, ощущает свою постоянную связь с Богом (1Ин.4:16). По словам прот. Валентина Свенцицкого: «Любовь — это цель. Борьба со страстями — это путь. Молитва — это движущая сила».

Молитвословия

Тропарь мучеников Маркиана и Мартирия

глас 1

Мученик двоица единонравная,/ Маркиан с Мартирием славным,/ Ариево нечестие разрушиша/ и Соприсносущна Сына Отцу и Духови веровати научиша,/ Павлу повинующеся, истинных повелений учителю,/ темже мечем убиени, умроша,/ и присно со Христом живуще,// о нас Того молят спасти души наша.

Кондак мучеников Маркиана и Мартирия

глас 4

Подвигшеся добре от младенства,/ Маркиане с мудрым Мартирием,/ отступника Ария низложисте,/ невредно сохраньше Православную веру,/ Павлу последующе, мудрому учителю,/ темже с ним обретосте живот,// яко Троицы поборницы изряднейшии.

Тропарь преподобного Мартирия, диакона Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Служивый в чину диаконства Господеви добре,/ честный иеродиаконе Мартирие,/ и тамо яко слуга Господень обретыйся,/ идеже и Господь твой,/ молися Ему и о нас,/ да подаст нам велию милость.

Кондак преподобного Мартирия, диакона Печерского, в Дальних пещерах

глас 2

Диаконе честный, иночествующим похвало/ и преподобным сопричастниче всеблаженне Мартирие,/ молися Господеви непрестанно о всех нас.

Тропарь праведной Тавифы

глас 4

Днесь вера Христова утверждается камнем веры,/ и ликовствует в веселии Иоппия,/ псаломски славословят Жизнодавца Сына Божия вернии,/ видяще совершаемо велие чудо:/ первоверховный апостол глаголет,/ и умершая востает от гроба,/ юже Низложитель смерти дарует Церкви,/ да украшаются во образ ея добродетельми люди./ Приидите убо, христиане,/ принесем ко святей моления наша:/ блаженная Тавифо и милосердная,/ вознеси наша воздыхания Пресвятей Троице/ и молися со дерзновением,/ да сынове Света Превечнаго будем,/ да сподобимся Божия милости,/ да пребываем в любви Божественней,/ и да царствует мир во вселенней.

Кондак праведной Тавифы

глас 4

Ужасахуся Иоппийстии людие, и дивляхуся Ангели Божии,/ егда исцеливый Еннея воззва от мертвых серну нарицаемую, милосердием преукрашенную,/ о нейже к нему взываху вдовицы неимущыя./ И ныне, Тавифо блаженная, услыши молитвы наша, к тебе приносимыя,/ и испроси у всяческих благ Подателя милости и щедроты верным Его,/ да, блажаще тя, вопием ти:/ радуйся, добродетели нас научающая.

Новости по теме

«Нет большего горя, чем жизнь без Бога»
Публикации 12 ноября 2021
«Нет большего горя, чем жизнь без Бога»

В сегодняшний воскресный день мы слышали притчу о богаче и Лазаре. Эта притча показывает нам будущее время. Закончится наша земная жизнь, мы предстанем перед Богом, и решится наша участь в вечности.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.