Резолюция всероссийской конференции «Национальная сфера ответственности: Власть, Церковь, Бизнес, Общество – против наркомании».

24 – 25 ноября 2005 г.
Москва, Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя

Обсудив ситуацию, сложившуюся в Российской Федерации в связи с распространением наркомании, незаконным оборотом психотропных и наркосодержащих веществ; вопросы лечения и реабилитации наркозависимых; пути взаимодействия религиозных организаций, институтов гражданского общества и государства, предпринимательских сообществ, органов здравоохранения и образования по противодействию наркомании и формированию негативного отношения в обществе к наркозависимости и наркобизнесу; участники Всероссийской конференции «Национальная сфера ответственности: власть, церковь, бизнес, общество – против наркомании» отметили следующее:

- в начале 21 века продолжается тенденция роста показателей распространения наркомании в нашей стране, активного развития ряда негативных процессов, таких как, высокие темпы роста числа наркоманов, более 80% которых потребители наиболее опасного наркотика - героина; резкое увеличение числа наркоманов среди подростков от 14 до 17 лет и среди женщин; усиление тенденции взаимосвязи распространения наркотиков с другими видами уголовных преступлений; рост ВИЧ-инфицированных. В России количество лиц, потребляющих наркотики, достигло шести миллионов человек.

- наркотическая зависимость является серьезным фактором снижения рождаемости, и приводит к повышению смертности в стране. Недаром наркоманию называют чумой ХХI века. Она распространяется в геометрической прогрессии: ежегодно наркоман вовлекает в пагубную зависимость в среднем 15–17 человек, продолжительность его жизни после приобретения порочной страсти в среднем составляет всего 5–7 лет;

- очевидна социальная опасность наркомании. Наркозависимый человек, как правило, человек асоциальный, для него приоритетным является удовлетворение своей страсти, а не проблемы ближних, интересы общества или государства. Часто, именно наркотики и алкоголь являются причиной распада семьи, социального сиротства, роста преступности и агрессивности в молодежной среде;

- сложившаяся ситуация обусловлена не только экономическими и криминальными, но, прежде всего, духовными причинами, связанными с отходом от идеалов традиционных духовных ценностей, основанных на церковном опыте жертвенного служения людям, взаимопонимания и любви. Отсутствует общественное признание того, что благополучие общества, его материальное богатство и экономическое процветание, здоровье нации состоит, прежде всего, в духовном, нравственном, культурном росте;

- следствием неблагоприятной ситуации является угроза резкого сокращения численности здорового трудоспособного населения, что наносит урон экономике, социальной стабильности, внутриполитическим процессам, обороноспособности и геополитической роли страны;

- в сентябре текущего года Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», предполагающую реализацию мер, направленных на преодоление негативных процессов. Принципы и приоритеты Программы нацелены не только на борьбу со следствиями, но и с причинами распространения наркомании. В ней уделено внимание вопросам профилактики и реабилитации, пропаганде здорового образа жизни, свободного от наркотиков, осознание значимости духовных ценностей. Наряду с этим, назрела необходимость в разработке стратегического плана законотворчества в сфере государственного и общественного противодействия наркомании, отмены ряда ошибочных нормативных актов, например, постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2004 г., №231, усугубившего наркоситуацию в стране;

- в современных условиях, когда общественное мнение во многом формируется под влиянием теле- и радиопередач, публикаций в газетах и журналах, неизмеримо возрастает ответственность средств массовой информации перед обществом, их значение в деле создания в стране атмосферы гражданской ответственности за процессы развития России. В тоже время, в центральных средствах массовой информации практически отсутствуют программы, освещающие ценности человеческой жизни, рассказывающие о смертоносном итоге потребления наркотиков. Широко распространена пропаганда порока, жестокости, безнравственности, цинизма;

- традиционные религии народов России имеют исторический опыт в воспитании духовно и нравственно богатого гражданина Отчизны; в социальном попечении и реабилитации наркозависимых; в реализации широкого спектра социально значимых национальных проектов. Социальная деятельность религиозных организаций, осуществляемая в интересах охраны здоровья граждан, противодействия социальным порокам, в том числе наркомании и алкоголизма, нуждается в признании её значимости и всемерной поддержке со стороны государства, общества и бизнеса;

- в связи с общенациональным характером рассматриваемых проблем необходимо признать, что наркомания в России приняла характер эпидемии, угрожающей нации. В связи с чем, необходима консолидация усилий государственных, религиозных, общественных организаций, бизнеса, всех конструктивных сил, противодействующих наркомании и наркобизнесу, что позволит всем миром вести эффективную борьбу с общей бедой. Участники Всероссийской конференции «Национальная сфера ответственности: власть, церковь, бизнес, общество – против наркомании» настоятельно обращаются с предложениями:

К Президенту Российской Федерации:

1. Объявить общенациональной задачей:

- преодоление неуклонного роста распространения наркомании и незаконного оборота наркотиков, консолидацию усилий государственных, общественных и религиозных организаций в профилактике наркомании и противодействии наркобизнесу.

К Правительству Российской Федерации:

1. В рамках реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения и образования:

- создать межведомственные структуры экстренной социальной помощи асоциальным группам детей и подростков на федеральном и региональных уровнях;

- разработать систему правовых и экономических мер поддержки семейных детских домов, усыновления и опеки детей сирот;

- расширить сеть лечебно-трудовых профилакториев, центров реабилитации наркозависимых, учреждений профессионального образования для реабилитации и трудовой адаптации асоциальных групп населения, в том числе, с химическими и алкогольными зависимостями. Разработать механизмы государственного заказа на данные виды деятельности религиозным организациям, успешно осуществляющим реабилитацию этих групп населения;

2. Разработать долгосрочную стратегию снижения смертности населения России, учитывающую влияние наркомании на демографическое развитие страны.

3. Разработать систему мер по строгому контролю за производством, хранением и продажей алкогольной, пивной и табачной продукцией.

4. Рассмотреть вопрос о налоговых отчислениях от реализации табачных и алкогольно–пивных изделий на финансирование программ реабилитации наркозависимых и профилактики наркомании.

5. Поручить Всероссийскому НИИ растениеводства им. Н.И. Вавилова разработать программу по выведению сортов конопли, не содержащих наркотические вещества.

6. Отменить постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2004 г., № 231, увеличившего размеры средних разовых доз наркотических средств, что приводит к росту числа наркозависимых и смертности от наркомании.

К Федеральному Собранию Российской Федерации:

1. Разработать стратегический план законотворчества в целях реализации действенной государственной политики по противодействию наркомании и поддержки общественно значимых программ социального служения общественных и религиозных организаций;

2. Принять Закон РФ «О благотворительности в Российской Федерации».

3. Дополнить Уголовный Кодекс РФ статьёй об ответственности за хранение и перевозку (даже без целей сбыта) любого количества наркотиков. Ввести конфискацию имущества у лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков.

4. В ходе совершенствования действующих и разработки новых нормативно-правовых актов учитывать позицию общественных и религиозных организаций, их законные интересы, а также привлекать их представителей к участию в данной работе.

5. Внести дополнение в Закон № 131 «О полномочиях органов местного самоуправления» вопросы профилактики алкоголизма и наркомании, пропаганды здорового образа жизни.

6. Предусмотреть в законодательстве правовые акты, запрещающие рекламу слабоалкогольной, алкогольной и табачной продукции и ужесточить наказание за реализацию данной продукции несовершеннолетним.

7. Совету Федерации Российской Федерации учесть в своей деятельности результаты реализации антинаркотических проектов программы «Взаимодействие и координация усилий по снижению уровня наркоугрозы» Координационного Совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации. Создать в рамках Координационного Совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации постоянно действующую секцию Совета по профилактике наркомании, привлекать к участию в её работе представителей органов государственной власти, общественности, традиционных религиозных объединений, бизнес-сообщества, ученых и специалистов.

К Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств:

1. В целях повышения эффективности межведомственного сотрудничества по противодействию незаконному обороту наркотиков и профилактике наркомании сформировать при Директоре ФСКН Российской Федерации и территориальных органах наркоконтроля Общественные Советы, в состав которых включить представителей органов государственной власти, здравоохранения, науки, образования, культуры, общественных и религиозных организаций, бизнеса, средств массовой информации.

2. Разработать и внести в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства в области лечения и реабилитации наркозависимых лиц.

3. Внести предложение в Правительство Российской Федерации о разработке и принятии Концепции государственной политики в сфере профилактики наркомании.

К Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

1.Провести комплексный анализ причин смертности от наркомании и выработать действенные меры по её снижению.

2. Предусмотреть комплекс ведомственных мер по контролю за отпуском из аптек лекарств, содержащих наркотические вещества и отпускать их строго по рецептам особой учётной формы.

3. Выработать механизмы государственной поддержки центров реабилитации наркозависимых, приютов для детей инвалидов, рождённых от наркоманов; богаделен, учреждённых религиозными организациями.

4. Предусмотреть комплекс ведомственных мер по принудительному лечению наркозависимых в системе лечебно-трудовых профилакториев.

5. Ориентировать курсы биоэтики в медицинских учебных заведениях на разъяснение негативных медицинских и этических последствий употребления наркотиков.

К Министерству образования и науки Российской Федерации:

1. Обеспечить в государственных общеобразовательных учреждениях полноценное духовно-нравственное и патриотическое образование и воспитание.

2. При организации работы по профилактике наркомании в образовательных учреждениях отдавать приоритет компоненту духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.

3. Разработать и принять государственную целевую программу: “Сохранение и развитие культурного наследия и духовно-нравственных традиций в российской системе образования и воспитания”;

4. Обеспечить развитие сети центров психолого-педагогической коррекции и реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками.

К Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации:

1. Предусмотреть комплекс законодательных и ведомственных мер по защите нравственности, сохранению отечественного культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм здорового образа жизни в сфере деятельности учреждений культуры и средств массовой информации, шире привлекать к этой работе представителей религиозных организаций.

2. Использовать возможности целевого государственного заказа социальной рекламы в средствах массовой информации в целях противодействия наркомании.

3. Разработать программу защиты детей от вредной духовно-психологической информации СМИ.

К руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

1. Расширить практику регионального социального заказа и заключения договоров о сотрудничестве с Епархиями Русской Православной Церкви в сфере противодействия наркомании.

2. Разработать комплекс мер по снижению ставок арендной платы по договорам аренды и тарифам на энергоносители для центров реабилитации наркозависимых, учредителями которых является Русская Православная Церковь.

3. Включить в региональный компонент образовательных программ учебные предметы и курсы, направленные на приобщение школьников к общезначимым ценностям традиционной культуры и этики народов России, на противодействие асоциальному поведению.

К Русской Православной Церкви:

1. Расширить практику социального и миссионерского служения монастырей и церковных приходов во взаимодействии с государственными и муниципальными социальными и образовательными учреждениями в целях противодействия асоциальным явлениям в молодёжной среде.

2. Православным средствам массовой информации шире освещать нравственные ценности семьи, греховности потребления наркотиков. Издательскому Совету Патриархии, издательским отделам Епархий расширить спектр изданий церковной литературы и периодики, специально подготовленных для духовной профилактики наркомании.

К лидерам традиционных религий народов России:

1. Поддержать обращение Русской Православной Церкви к государству и обществу об объединении усилий по преодолению негативных тенденций в наркоситуации в России.

Резолюцию конференции подписали:
Патриарх Московский и Всея Руси АЛЕКСИЙ II
Полномочный представитель Президента РФ в Центральном Федеральном округе Г.С. Полтавченко
Директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков В.В. Черкесов