Боголюбская икона Божией Матери (1157 г.)

4944
Фото

В 1157 году святой благоверный великий князь суздальский Андрей Юрьевич (Георгиевич) Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород (в окрестностях Киева, раздираемого в то время княжескими междоусобицами и народными волнениями, страдающего от нападений половцев) и направился на свою родину, в Ростово-Суздальскую землю. Там, на русском Севере, его трудами было заложено основание святой Руси — будущего Православного Московского царства.

Святому князю Андрею сопутствовала чудотворная икона Божией Матери, написанная, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, нареченная впоследствии “Владимирской” и ставшая покровительницей всей Российской земли. 18 июня примерно в десяти верстах от Владимира повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места (икос 2). Святой князь Андрей приказал совершить молебное пение в честь Божией Матери перед Ее чудотворной иконой, потом молился уединенно в шатре. Во время усердной молитвы ему явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Ее Рождества. Помолившись явившемуся Сыну Своему о месте сем и о всей Российской земле, Она сделалась невидимой (икос 3, кондак и икос 4).

Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Божией Матери, изобразив Пречистую Деву такою, как Она явилась ему, и на сем месте богоугодном, полюбившемся Небесной Владычице, построить белокаменную церковь Рождества Богородицы и основать монастырь, названный вместе с возникшим рядом городом Боголюбивым (кондак и икос 5, кондак 6). На иконе Богоматерь изображена стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держит хартию с Ее молитвой к Сыну Своему: да благословит Он место сие, Ею избранное. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших святому князю Андрею в путешествии из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери (Владимирской Ее иконы), святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Архангелов Михаила и Гавриила (кондак 12).

Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пречистой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою (кондак 7).

Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, один только Боголюбский образ Божией Матери по воле Божией чудесно сохранился в огне невредимым. Когда в 1395 году на Русь обрушилось стремительное нашествие Тамерлана и никакие земные усилия не могли спасти российские княжества от полного разорения, “Матерь градов русских” Пречистая Богородица явилась в видении грозному завоевателю и приказала ему покинуть Русскую землю (кондак 9). Сохранилась память о том, что в 1432 году великий князь Московский Василии Васильевич Темный (1425-1462) поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца, а благочестивый царь Феодор Алексеевич Романов (1676-1682) часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 году приложил к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями (кондак 10).

Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры (икос 10). В 1771 году во Владимире свирепствовала чума, и по просьбе жителей чудотворную икону 22 октября с крестным ходом, в сопровождении множества народа внесли в город и обнесли его кругом, после чего мор совершенно прекратился. С этого времени в память чудесного избавления от чумы было установлено ежегодно совершать крестный ход с Боголюбской иконой во Владимирский Успенский собор 21 мая, после чего в течение 26 дней ее носили по домам, три раза обносили вокруг города, и 16 июня, накануне празднования в ее честь, с крестным ходом икона торжественно возвращалась в Боголюбов монастырь (кондак 11).

Глубокое почитание чудотворной Боголюбской иконы народом российским засвидетельствовано написанием множества копий с нее, воспринявших благодатную силу древнего образа. Прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, и исцелениями прославились Угличский в 1654 году, Московский, Тульский, Козловский и Елатемский в 1771 году, Зимаровский и Юрьевский в 1771 и 1848 годах, Усманский в 1831 году, Тарусский в 1848 и 1870 годах и другие списки древней чудотворной иконы.

Акафист >>

Новости по теме

В канун Недели 3-й по Пасхе митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе В канун Недели 3-й по Пасхе митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе

18 мая, в канун Недели 3-й по Пасхе, святых жён-мироносиц, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.

Заместитель Руководителя Администрации Президента РФ Магомедсалам Магомедов посетил Казанский кафедральный собор Заместитель Руководителя Администрации Президента РФ Магомедсалам Магомедов посетил Казанский кафедральный собор

17 мая 2024 года Казанский Богородицкий мужской монастырь посетил заместитель Руководителя Администрации Президента РФ Магомедсалам Магомедов. Представитель федеральной власти прибыл в столицу Татарстана для участия в мероприятиях ХV Международного

После встречи, посвящённой возрождению Казанского Богородицкого монастыря, Леонид Слуцкий поклонился святыням обители После встречи, посвящённой возрождению Казанского Богородицкого монастыря, Леонид Слуцкий поклонился святыням обители

16 мая Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Леонид Слуцкий посетил Казанский Богородицкий монастырь. Ранее он сообщил о решении возглавляемой им политической партии оказать помощь в возрождении монастырского комплекса.

В день Радоницы митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Богородицкого монастыря Казани В день Радоницы митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Богородицкого монастыря Казани

14 мая 2024 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, митрополит Кирилл совершил Литургию пасхальным чином в Пещерном храме Казанского собора.