Великомученик Димитрий Солунский: «Я христианин!»

9552
Фото

Слово в день великомученика Димитрия Солунскаго, произнесенное священником Феодором Успенским в Захарие-Елизаветинской церкви Казанской мужской учительской семинарии в 1912 году.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Церковное воспоминание, соединяемое с нынешним днем, переносит нашу мысль в тот кровавый век, когда святая христианская вера терпела гонения от язычников. Дух мира сего и теперь враждебен христианству. И теперь возможно гонение на всякого, кто хочет благочестно жить о Христе Иисусе. Но в то время, когда жил и пострадал за веру Христову святой великомученик Димитрий Солунский, память о котором мы ныне творим, было временем особенно тяжкого испытания христианской твердости и верности заповедям Иисуса Христа.

Язычники уже три столетия угнетали тогда Церковь Христову. Однако, они замечали, что их усилия совершенно разбиваются о непоколебимую твердость христиан. Опустели языческие капища. Идолы покрылись пылью. Жертвенники, на которых сжигались животные в честь бездушных истуканов, покрылись густой паутиной. Охладел их пепел и угасли священные огни язычников.

Так постепенно само собою исчезало с лица земли грубое, суеверное, жестокое и неразумное идолопоклонство. С течением времени было позабыто все, чем погрешало язычество. А все то, чем подготовлялось для язычников усвоение христианской благодати, осталось, развилось и нашло себе исполнение в Христовой Церкви. Все лучшие и благородные из язычников приняли христианскую веру, как давно желанное и близкое сердцу человека благопримирения с Богом и искупления.

Но были среди язычников такие приверженцы старины, которые не понимали, что уже кончилось время «языков» и заблуждений идолопоклонства. Они думали, что те сумерки, в которых жили их предки, суть настоящий свет. Они боялись истинного света. По привычке к темноте, они раздражались от евангельского просвещения. Так нередко и теперь простота евангельской истины не приятна людям, потому что о том, о чем вещает, нам Евангелие, об этом гласит нам и наша собственная совесть.

Великомученик Димитрий Солунский

История святыни: мощи Димитрия Солунского

Но люди весьма часто заглушают голос совести и не любят, когда кто-нибудь пробуждает в них его. Так люди возлюбили тьму, потому что их дела темны и лукавы. В такой лукавой тьме наступило утро четвёртого столетия по Рождестве Христовом. Прежде чем воссиял свет торжества христианской веры, тяжкая и страшная тьма, гонений покрыла тогда вселенную, т. е. Римскую всесветную державу. Максимиан Геркул, один из императоров, управлявших тогда этим государством, обратил внимание на богатого и даровитого вельможу из числа окружавших его трон.

То был Димитрий, тайный христианин. Он очень страдал, в душе, что не исповедует устами своей веры в Господа Иисуса Христа. Но он твердо надеялся, что скоро наступит время беспрепятственного поклонения кресту Господню и всенародного исповедания Христовой правды и мира среди людей.

Максимиан дает ему важное поручение: «истреби всех христиан в городе Солуни; умертви всякого, кто призовет имя Распятого на кресте». Какое безумное намерение! О, позорная попытка! Римлянин хотел увенчать себя венцом победителя над беззащитными и кроткими овцами стада Христова. Но Димитрий не захотел этой бесславной победы.

Он, правда, смолчал на безумное веление своего беззаконного повелителя. Он вышел от языческого царя и горько оплакивал свое малодушие. Как некогда святой апостол Петр, он не нашел в себе мужества назвать себя христианином теперь же, когда ему давалось безумное поручение. Но прибыв в Солунь, он не исполнил жестокого приказа и стал готовиться сам к смерти за имя Христово.

Между тем Максимиан имел великий успех в борьбе с кочевыми племенами на севере своей империи. Он, самоуверенный и гордый, возвращался в столицу и проходил мимо Солуни, откуда вызвал к себе Димитрия. И тогда Димитрий исповедал веру свою и не отрекся. Он сказал: «я христианин и еще в детстве крещен». Надо ли говорить, что за этим последовало? Не будем описывать ужасных картин злострадания мученика. Злоба нечистых духов и людей соединилась в одно, чтобы принудить святого Димитрия отречься от креста Христова, от святости евангельских заповедей. Но все было напрасно.

«Я христианин», — неизменно говорил великий мученик. Вот кроткое и многозначительное исповедание веры. Я христианин. Что к этому прибавить? Так вот откуда происходит твоя твердость! Вот от чего ты верен во всем, но в одном не хочешь покориться. Я христианин, повторял святой мученик, и служу единому и вечному Царю и Богу моему. Его святою волею и ты, о мучитель, держишь в своей руке судьбу христианских подданных своих. Я не мятежник, но молю, дабы и ты обратился к свету Христовых заповедей.

Я христианин. Как сладостно это признание! Я христианин, и вся земля открывается мне, ибо кроткие наследуют землю. Я христианин, и ничто не страшно мне. Я никогда не остаюсь одиноким, но со мною бесчисленное воинство небесных сил. Со мною души праведников, и я к ним стремлюсь моим бессмертным духом. Со мною Он, сам Начальник веры нашей и Совершитель, распятый на кресте злобою людей.

Но Ему нет равного на земле и на небе, кроме Отца, единосущного Ему, и Святого Духа, от Отца исходящего и в Сыне почивающего. Ему дана всякая власть на небе и на земле, и все покорится Ему. Любящим взором и немолкнущим гласом Евангельских вещаний Он зовет к Себе. Вот, Он говорит, пред вами таинства святой Церкви. В них запечатлена сила Моих страданий. Вкусите и видите, яко благ Господь. Омойтесь от грехов ваших, и чисти будете. Возлюбите друг друга, и любовь Божия пребудет с вами.

Великомученик Димитрий Солунский

«Великомученик Димитрий Солунский призывает нас быть явными христианами, а не тайными»

Дорогие юноши! К вам простирается этот призыв. Великое назначение вверяется каждому из вас. Вы должны оправдать его в своей жизни и в трудах своих. Бог призывает вас, чтобы свет христианского просвещения и христианских бытовых начал жизни вы принесли в ту грубую и бедную среду, где пребывают пасынки нашей северной природы. О, как хорошо было бы, если бы каждый из вас неизменно повторял исповедание святого великомученика Димитрия! Я христианин! Пусть это скажет каждый из вас, когда греховные соблазны будут искушать его.

Я христианин, и еще в младенчестве был крещен! Пусть этим твоим исповеданием будет пристыжен тот, кто и теперь еще упорно бежит от святой купели. Я христианин, — ты скажешь собственному сердцу, когда оно будет тосковать о красных мира сего и забудет о кресте Христовом. Я христианин, — скажи и тогда, когда, встретясь с каким-либо человеком полуобразованным, ты в нем усмотришь соблазн неверия, и он будет отвлекать тебя от исполнения заветов святой Православной Церкви.

Я христианин, — вот мое знамя. Это мое оружие и моя защита. Пусть каждый из вас, даже пройдя жизненный путь свой и совершив подвиг жизни, неизменно повторит: я христианин, и в этом ищите разгадки всей моей жизни и всего моего поведения, ибо этому меня научили в той школе, где я получил образование.

Господь же Бог наш Иисус Христос силен сохранить вас до конца твердыми в добром исповедании святой веры нашей. Аминь.

Источник: Изщвестия по Казанской епархии, 1912 год, №44

Новости по теме

Десять фактов о Петровом посте
Публикации 16 июня 2025
Десять фактов о Петровом посте

Рассмотрим несколько фактов о Петром посте, который в 2025 году начинается 16 июня.

Святость является заданием для каждого из нас
Публикации 14 июня 2025
Святость является заданием для каждого из нас

Первое воскресенье после Троицы называется Неделей Всех святых. Случайно ли в воскресный день, следующий за праздником Святой Троицы, установлено совершение памяти сразу всего сонма святых Церкви? Нет, конечно.

Куда возноситься нам?
Публикации 29 мая 2025
Куда возноситься нам?

В неминуемо быстром течении времени, только недавно подготовив душу свою к пасхальным событиям, мы вновь встречам церковную радость — Вознесение Господне. Христианские праздники похожи на кольца цепи, неразрывно связанные друг с другом.

Как не спутать ревность о Боге и религиозный фанатизм?
Публикации 12 марта 2025
Как не спутать ревность о Боге и религиозный фанатизм?

Иногда люди путают и неряшливо смешивают такие понятия как религиозный фанатизм и ревность о Боге. Это, конечно, не верно.