10 фактов об архиепископе Казанском и Свияжском Палладии (Раеве)

2673
Фото

17 декабря исполнилось 124 года со дня кончины архиепископа Казанского и Свияжского Палладия (Раева)

1. Павел Иванович Писарев (мирское имя владыки) родился 20 июня (2 июля) 1827 года в селе Пешелань Арзамасского уезда Нижегородской губернии в семье священника. Учился в Нижегородском духовном училище и Нижегородской духовной семинарии, где получил новую фамилию — Раев.

2. Как лучший воспитанник семинарии был направлен в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1852 году со степенью магистра богословия, после чего назначен учителем логики и психологии, а также преподавателем татарского языка в Нижегородской духовной семинарии. Кроме того, владел арабским и коптским языками.

3. После вступления в брак 15 августа 1856 года рукоположен во священника к нижегородской Покровской церкви. В 1860 году овдовел, оставшись с детьми (один из его сыновей — Николай Павлович Раев — впоследствии станет последним обер-прокурором Святейшего Синода в Российской империи).

4. 15 января 1861 года принял монашество, 18 февраля 1862 года возведен в сан архимандрита, 28 августа 1863 года назначен инспектором, а 2 декабря 1864 года — ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии.

5. 18 декабря 1866 года в Александро-Невской Лавре рукоположен во епископа Ладожского, первого викария Санкт-Петербургской епархии. С 15 июля 1869 года — епископ Вологодский и Устюжский, с 13 июня 1873 года — епископ Тамбовский и Шацкий, с 9 сентября 1876 года — епископ Рязанский и Зарайский. 12 апреля 1881 года возведен в сан архиепископа.

6. 21 августа 1882 года назначен архиепископом Казанским и Свияжским, став первым Казанским архиереем из числа выпускников Казанской духовной академии. В 1886 году основал в г. Царевококшайске (ныне Йошкар-Ола) Богородично-Сергиевский женский черемисский монастырь. При нем же был построен новый корпус Казанского Богородицкого монастыря с Крестовоздвиженским храмом. Будучи учеником просветителя Николая Ивановича Ильминского, владыка Палладий безоговорочно поддерживал его педагогическую и миссионерскую систему. 15 января 1883 года своим указом он разрешил совершать богослужения на инородческих языках без всяких ограничений. Во вновь создаваемые церковно-приходские школы в инородческих деревнях назначались учителя соответствующих национальностей, а занятия велись на родных языках.

7. 29 сентября 1887 года переведен в Тбилиси, будучи назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии. Смог на время внести мир в местную церковную жизнь, наполненную конфликтами на национальной почте (его предшественник, архиепископ Павел (Лебедев) был тяжело ранен ножом грузинским семинаристом, после чего переведен в Казань на место архиепископа Палладия). Смог разрешить многие спорные ситуации, добиться доброго расположения грузинского духовенства и дворянства. В отличие от многих своих предшественников глубоко почитал древние грузинские традиции. Под его руководством создан музей церковных древностей, при храме-усыпальнице над могилой святой равноапостольной Нины в Бодби открыт женский монастырь. В 1888 году высочайше пожалован бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

8. 18 октября 1892 года назначен «на кафедру царствующего града Санкт-Петербурга с возведением в сан митрополита и в звание первенствующего члена Святейшего Синода». Оставался митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским и первоприсутствующим членом Синода (фактически — первым из иерархов Российской Церкви) до самой своей кончины.

9. 14 мая 1896 года возглавил коронацию императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны в Успенском соборе Московского Кремля. Тогда же был пожалован бриллиантовым крестом для ношения на митре.

10. Заболев, благословил совершить над собою Таинство Елеосвящения и, причастившись Святых Христовых Таин, мирно скончался на рассвете 5 (17) декабря 1898 года. Был погребен в Исидоровской церкви Александро-Невской Лавры. При закрытии этого храма в 1932 году его останки были перенесены на Братское кладбище той же Лавры.

Новости по теме

Чудеса от Казанской иконы Божией Матери летописные и современные
Публикации 20 июля 2025
Чудеса от Казанской иконы Божией Матери летописные и современные

Многовековая история Казанской иконы Божией Матери — это непрестанная череда чудес. Само обретение реликвии произошло невероятным образом.

Крестные ходы с Казанской иконой. История и современность
Публикации 20 июля 2025
Крестные ходы с Казанской иконой. История и современность

Первый крестный ход с Казанской иконой Божией Матери состоялся сразу же после её чудесного обретения в 1579 году. Узнав о том, что на пожарище нашли древний образ Богородицы, архиепископ Казанский и Свияжский Иеремия поспешил увидеть святыню.

Богородицкий девичий монастырь. Попечительство Елизаветы Федоровны Романовой. «Казанские пещеры»
Публикации 18 июля 2025
Богородицкий девичий монастырь. Попечительство Елизаветы Федоровны Романовой. «Казанские пещеры»

В июле 1910 года в Казанском Богородицком монастыре побывала Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, основательница московской Марфо-Мариинской обители милосердия. Гостья помолилась в величественном соборе, возведённом над местом обретения Казанской иконы Божией Матери.

Почитание Казанской иконы Божией Матери династией Романовых
Публикации 17 июля 2025
Почитание Казанской иконы Божией Матери династией Романовых

Казанская икона Божией Матери многие века освящала покои русских царей. Впервые этот образ появился в стольном граде ещё в шестнадцатом веке. Это был самый первый список, созданный в год обретения святыни, 1579-ый.