
Седмица четвертая Великого поста
В этот день совершается память:
Святителя Софрония, патриарха Иерусалимского (639). Святителя Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца (1458).
Преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Преподобного Алексия Голосеевского, Киевского (1917). Священномученика Пиония, пресвитера Смирнского, и иже с ним (250). Перенесение мощей мученика Епимаха. Святителя Софрония, епископа Врачанского (1813) (Болг.).
Преподобного Патрикия Петрова исповедника (1933); святого Василия Малахова исповедника, пресвитера (1937).
Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский
Апостольское и древнее Предание, существующее во всех святых церквах, служило руководством к тому, как возводимые в иерархическое достоинство должны во всём приноравливаться к тем, которые прежде их занимали иерархические степени, как мудрствовать и как содержать веру, которую мудрейший Павел передавал им весьма точно. Павел, слышавший божественные звуки и небо имевший своим руководителем, страшился, чтобы, проповедавши спасительную проповедь другим, самому не сделаться недостойным. Поэтому и в Иерусалим восходил этот небесный ученик Христов, и проповедуемое им евангельское учение заявил тем, которые считались предшественниками прочих, тем самым приобретши твёрдую опору для себя и для тех, кто после него принимает его учение, и соделавшись образцом спасения для желающих идти по следам его.
Священное Писание
Может ли произойти на нашей планете глобальный катаклизм, подобный всемирному потопу? Свой ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 8-й и 9-й глав книги Бытия, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 8.
21И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:
22впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.
Глава 9.
01И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею];
02да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;
03все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;
04только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;
05Я взыщу и вашу кровь, в которойжизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;
06кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;
07вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.
Священное Писание рассказывает, что Великий потоп уничтожил старый мир. В ковчеге выжила только семья праведного Ноя. Оказавшись на суше после продолжительного плаванья, Ной и его домочадцы приносят Богу благодарственную жертву. В только что прозвучавшем отрывке рассказывается о тех обещаниях и заповедях, которые Господь даёт людям во время этого ритуала.
Во-первых, Бог благословляет людей плодиться, размножаться и наполнять землю. Один раз Он уже давал людям это благословение, в раю. Теперь Бог повторяет его снова, но со значимыми отличиями. Если Адам и Ева должны были наполнять землю и владычествовать над всеми её обитателями, то Ной и его потомки будут наполнять землю, а всё её обители будут страшиться их и трепетать перед ними. Более того, если Адаму и Еве Бог даёт заповедь употреблять в пищу только растения, то послепотопные люди получают разрешение на употребление в пищу мяса животных. Способность людей быть любящими и заботливыми владыками для своих меньших братьев иссякла окончательно. Теперь животные для человека — это источник энергии. И употребление их в пищу — во многом вопрос выживания.
Во-вторых, Господь подчёркивает высокую ценность человеческой жизни. И это напоминание как нельзя кстати. Ведь тот мир, в котором придётся жить всем потомкам Ноя, — это мир, в котором убийство станет нормой. И чтобы хоть каким-то образом сдержать надвигающееся зло, Бог говорит о том, что за любым убийством последует справедливое возмездие: «кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека». Преподобный Ефрем Сирин уверен, что здесь Господь даёт право обществу вершить суд над преступниками.
Всё это яркие свидетельства того, что как в самом человеке, так и в природе произошли необратимые изменения. Потоп стал неким водоразделом, после которого последствия грехопадения начали проявлять себя в нашем мире в полную силу. А потому принципиально важно то, с чего начинается прозвучавший отрывок. Бог обещает больше не допускать глобальных катастроф, подобных всемирному наводнению. И это несмотря на то, что человеческое сердце порождает зло, и для всемирного катаклизма особый повод искать не нужно. Он всегда есть. Тем не мнее, мир в том виде, в котором он существует, будет стоять до самого скончания века. Лишь тогда произойдёт событие, подобное великому потопу. Священное Писание называет Его день Господень. Это день Последнего суда и начала нового мира. По словам апостола Петра, тогда всё будет предано огню, «воспламенённые небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают», «земля и все дела на ней сгорят». Но как во времена Ноя, старое уйдёт лишь для того, чтобы началось новое. Как говорит апостол Петр, новое небо и новая земля, на которых обитает правда.
священник Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Великий пост является тем самым временем, когда у нас появляется много возможностей открыть свое сердце навстречу Господу. И участие в богослужениях, и воздержание от скоромной пищи, и определенный образ жизни дают возможность дистанцироваться от окружающего мира настолько, чтобы он не разрушал наш внутренний мир. Вот почему так важно исполнять все церковные предписания в отношении поста. Не для того, чтобы бездумно истязать себя, как иногда говорят люди нецерковные, но именно для того, чтобы открыть свои внутренние способности воспринимать силу Божественной благодати. И воздержание от пищи, и определенная самоизоляция от искушающих влияний мира сего, и молитва в храме помогают нам изменить свое внутреннее состояние, а значит, обрести дар Божественной благодати.
Праведный Иоанн Кронштадтский о годовом круге богослужения
В годичном круге богослужения изображена вся история, вся судьба прошедшая, вся жизнь нашей святой Церкви Православной: всё её учение и нравоучение, все догматы, все жития, все подвиги, все страдания как Самого Подвигоположника Господа Иисуса Христа, Божией Матери, так и всех святых апостолов, пророков, мучеников, иерархов, преподобных, бессребреников и праведных. Своим богослужением она поучает всех христиан молитве, славословию и благодарению Бога. Сама молится за всех, всех утешает, располагает к покаянию во грехах, к умилению, исправлению, к добродетельной жизни, требует плодов покаяния, напоминает о смерти, о Страшном Суде, изображая грозное судилище Господа над всем миром; представляет наше страшное греховное растление, от которого невозможно избавиться без Спасителя, без врачевства веры, без Таинств: Покаяния, Причащения, без поста, без слёз, без подвигов умерщвления плоти, без милостыни. Богослужение научает, и утешает, и питает, и врачует, и укрепляет души христианские.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о посте
Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять пост лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву? Пост — это не диета. Апостол замечает, что «пища не приближает нас к Богу» (1Кор. 8, 8). «В видимом воздержании плоти нет совершенства, его могут иметь и неверные по необходимости или лицемерию», — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Воздержание в пище — это только основание для дальнейшей постройки, им «сохраняется в должной чистоте и трезвении наш ум, в должной тонкости и духовности наше сердце».
О возможности всеобщего спасения
Как известно, Бог не только справедлив, но и милосерден. Но значит ли это, что Он всех простит, и что все без исключения люди, в конце концов, попадут в Рай? Нет, не значит. И дело здесь не в мнимом недостатке Божественного милосердия.
Чтобы жить в Раю и блаженствовать, нужно, как минимум, желать быть в Раю — желать жить в единстве и любви с Богом и с ближними. Грешник же, как богоотступник, находится в состоянии, объективно несовместимом с Царством Бога. Кроме того, просто взять и «впустить» его в Рай — значит этот Рай «разрушить».
Грешник может войти в рай, только приняв прощение и глубоко изменившись, — а для этого нужна не только милость Божья, но и предварительная «капитуляция» грешника перед этой милостью, активная деятельность, направленная на освобождение от ветхого человека и возрастание возрастом духовным.
Возможность спасения иноверцев нам неведома и входит в противоречие со Священным Писанием и святоотеческим учением.
Молитвословия
Кондак святителя Софрония, патриарха Иерусалимского
глас 8
Иже Божественною ревностию подвигся и истинных повелений устне распростер, церковная основания благоузаконив и тамо сущим монашеским составом предав, премудрый в Патриарсех Иерусалимский Софроние, всемудрая словеса во свет извел еси, имиже наставляемы, зовем ти: радуйся, светлая православных похвало.
Тропарь святителя Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца
глас 4
Избран быв Богови от юности,/ святителю Евфимие,/ и, сего ради архиерейства саном почтен быв,/ упасл еси люди, иже тебе Богом врученный;/ темже и по преставлении чудес дарования от Господа приял еси/ исцеляти различный недуги./ Того моли о нас,/ совершающих честную память твою,/ да тебе вси непрестанно ублажаем.
Кондак святителя Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца
глас 8
Яко архиереем сопрестольник/ и святителем изрядный поборник был еси, святителю Евфимие,/ не престай сохраняя отечество твое,/ град же и люди, иже тебе верою почитающия/ и честным мощем твоим покланяющияся,/ да велегласно тебе вси вопием:/ радуйся, святителю Богомудре.
Молитва святителю Евфимию Новгородскому
Отче святителю Евфимие! Ты от юности твоея Христа возлюбил еси и благодатию Его укрепляем, вся плотская мудрования умертвил еси, чистым житием и кротким нравом угодил еси Господеви, и по благодати Его на престоле святительства подвизался, явился еси пастве Христове Великаго Новаграда пастырь добрый, полагаяй душу твою о стаде твоем. Темже и по смерти твоей прослави тя Пастыреначальник Христос подаянием чудес, от тебе истекающих, образ добродетельнаго жития в Тебе нам показуя. Темже и аз грешный и унылый, к к раце мощей Твоих припадая, молюся тебе усердно: даждь ми руку помощи, воздвигни мя молитвами твоими из глубины греховныя, се бо волнами страстей плотских и уныния, и иными тьмочисленными житейскими треволнении обуреваюся и погибаю. Буди убо мне, многогрешному, теплый ко Христу предстатель и молитвенник, да и аз, от потопления греховнаго избавлен, ко пристанищу непорочнаго жития благодатию Христовою достигну, и чистым житием прославлю Спасителя моего, кровию Своею мене искупившаго: и тако житие скончав, получу живот вечный во Царствии Небеснем, идеже славится пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.