Седмица 23-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Апостола Филиппа (I)
Преподобного Филиппа Ирапского (1527). Правоверного царя Иустиниана (565) и царицы Феодоры (548). Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского (1357).
Священномучеников Димитрия Беневоленского, Александра Быкова, Виктора Ильинского, Алексия Нечаева, Михаила Белюстина, Михаила Некрасова, Феодора Баккалинского, Петра Титова, Алексия Никологорского, Сергия Знаменского, Николая Дунаева, Василия Лихарева, Александра Покровского, Николая Виноградова, Димитрия Лебедева, Порфирия Колосовского, Василия Никольского, Георгия Извекова, Василия Розанова, Сергия Спасского, Александра Чекалова, Сергия Руфицкого пресвитеров, Николая Богородского диакона, прмч. Аристарха Заглодина-Кокорева, мучеников Гавриила Безфамильного, Димитрия Рудакова, мц. Анны Зерцаловой (1937); священномученика Феодора Грудакова пресвитера (1940); священномученика Сергия Константинова пресвитера (1941).
Апостол Филипп
После Вознесения Господа апостол Филипп прославился проповедями и чудесами везде, где благовествовал, — в Галилее, Сирии, Малой Азии. Он воскрешал мертвых, исцелял расслабленных. Венец мученика ему суждено было принять во Фригии. Там, в Иераполе, было много языческих храмов, в том числе капище, посвященное змеям, где обитала огромная ехидна. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и излечил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города, принявшая христианство. За это правитель велел распять там же, у храма, Филиппа и пришедшего с ним апостола Варфоломея. Во время казни началось землетрясение, и многих завалило. По молитвам висевшего на кресте Филиппа все, кроме правителя и жрецов, остались живы. Филипп скончался на кресте, а Варфоломей, снятый с креста живым, вскоре крестил в Иераполе всех уверовавших.
Святитель Григорий Палама
Главный вклад святителя Григория Паламы в духовную сокровищницу Церкви — его опыт умной молитвы, который он сохранил в своих бесценных трудах. Сын придворного сановника, обладавший большими талантами, он отказался принять высокую должность при императоре и ушел на Афон. Там 20-летний юноша поступил в монастырь Ватопед, где под руководством старца Никодима Ватопедского принял постриг и встал на путь подвижника. После смерти старца Григорий начал постигать в обители Глоссии, а позже в скиту Святого Саввы духовную практику исихазма, высокого душевного покоя, открывающую духовное зрение. Святителя ждали и мирские испытания: однажды он попал в плен к туркам, и его продавали, как пленника. Святой неутомимо вел среди них христианскую проповедь и вернулся в Солунь лишь незадолго до кончины. В Русской Церкви прозрения Григория Паламы стали известны через преподобного Сергия, воплотившего многие из них в своей жизни и передавшего своим многочисленным ученикам его опыт, соединенный с общественным служением.
Правоверный царь Иустиниан
Святой царь Иустиниан. выдающийся государственный деятель Византии, строитель храмов и церковный писатель. При св. Иустиниане было построено особенно много храмов во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Будучи человеком разносторонне образованным, он тщательно заботился об образовании церковных клириков и иноков. Он явился автором песни «Единородный Сыне и Слове Божий», которая и по сегодняшний день поется на Божественной литургии перед малым входом. Скончался святой царь Иустиниан в 565 году.
Евангелие дня
Прекрасно зная, что рано или поздно, но мы оставим всё материальное, мы тем не менее имеем обыкновение чрезвычайно сильно привязываться к тому, что нас окружает. Мы переживаем, если нас постигает какое-либо, пусть и совсем небольшое, лишение, вместе с этим мы стремимся как можно быстрее его компенсировать. Именно эту человеческую особенность взял за основу некоторых из Своих притч Христос. Две из них звучат сегодня во время литургии в православных храмах, они взяты из 15-й главы Евангелия от Луки.
Глава 15.
01Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.
02Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
03Но Он сказал им следующую притчу:
04кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?
05А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью
06и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.
07Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
08Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,
09а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.
10Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.
Конечно же, Спаситель совершенно прав: даже если у нас есть, скажем, миллион, то потеря ста тысяч — это отнюдь не та потеря, которая пройдёт для нас незамеченной. Мы будем огорчены, мы будем искать, мы будем предпринимать усилия по возвращению утраченного.
Эту всем понятную человеческую особенность Господь перенёс на отношение Бога к человеку. Нет такого человека, которого Бог считал бы не имеющим никакой ценности, для Бога важен каждый. Точно так же, как для нас важен каждый наш рубль. Мысль о соотнесении денег и людей кажется немного странной и даже циничной, но, судя по всему, именно эта аналогия лучше всего помогает нам понять, каким образом Бог смотрит на человека.
Однако здесь может возникнуть недоумение: Господь в Своих кратких притчах сказал о потере сначала одной овцы из ста, а потом одной драхмы из десяти, тогда как людей не десятки и не сотни, людей миллиарды, а потому кажется, что ценность одного человека на фоне такого количества людей меркнет и не может быть сравнима с одной десятой или же с одной сотой. Если нас посетило такое недоумение, то стоит помнить: Христос никогда не смотрел на человека через, так сказать, статистическую оптику, зачастую свойственную жителям современного мира, особенно же современных мегаполисов, и обращался Господь к тем людям, которые не могли и вообразить, что в будущем мир столкнётся в некоторых своих местах с проблемой перенаселения.
Здесь нам больше подойдёт иной ход размышлений: можно вспомнить, что и сегодня далеко не весь мир представляет собой плотно заселённое пространство, скажем, в малопригодных для жизни районах Заполярья нет привычного для многих бесконечного множества людей, и каждый человек, живущий там, видится уникальным и неповторимым, тем, без кого в ряде случаев попросту невозможно выжить.
Когда мы размышляем об услышанных нами сегодня кратких причтах Спасителя, то, пожалуй, именно такое отношение людей друг к другу нам и стоит держать в уме, и именно так на нас смотрит Бог, ведь для Него нет никакой разницы, идёт речь о десятках, о сотнях или о миллиардах, для Него наша земная статистика не имеет никакого значения, и она никак не влияет на бережное, трепетное и сугубо индивидуальное отношение Бога к каждому человеку, не влияет она и на Его стремление привести ко спасению и задуманной Богом изначально гармонии всё творение.
епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Когда человек слаб, когда он болен, когда он беден, когда он лишен власти, то у него нет той силы человеческой, опираясь на которую он мог бы прокладывать себе жизненный путь, восходить от силы к силе, обретать больше материальных благ и больше власти — он лишен такой возможности. И перед таким человеком стоит дилемма: либо он, оставаясь наедине со своей слабостью, закрывает свое сердце перед Богом, ожесточается, ропщет на Бога, злится на людей, ненавидит мир, как бы наслаждаясь этой своей слабостью назло другим, шокируя их своим поведением, становясь человеком асоциальным, опасным и вредным для других, либо, сознавая, что нет сил подняться, иметь то, что хотелось бы иметь, со смирением принимает это свое положение и открывает себя полностью навстречу Богу, как бы говоря: «Господи, у меня нет никаких сил, я ничего не могу, но я верю в Тебя, я люблю Тебя, помоги мне!» И тогда силой такого немощного человека становится сила Божия.
Святитель Филарет Московский о воздержании перед постом
Приближающееся время поста призывает нас к воздержанию: и святая Церковь сии приготовительные к оному дни расположила как степени, дабы помалу отъемля тучность пищи и увеличивая труд молитвенный, возвести нас к совершенству поста и к протяжённым подвигам покаяния и молитвы. Но в преддверие святого поста, которое мы проходим, безрассудный обычай как много вносит противного воздержанию и трезвости телесной и духовной! Мне кажется, сие должно возбуждать в нас жалость и ревность, подобную ревности Дома Божия, по которой Господь наш бичом из вервий изгнал из преддверия храма продающих и покупающих, превращающих его в дом купли и в вертеп разбойников. О, если бы Он помог и нам малым бичом, сплетённым из словес истины и целомудрия, если не совсем изгнать, то хотя несколько укротить невоздержание, особенно неистовствующее при входе во святилище поста, и кроме сего нередко угнетающее тела, опустошающее души, истощающее стяжения, расхищающее добродетели, поглощающее способности!
Молитвословия
Тропарь апостола Филиппа
глас 3
Благоукрашается вселенная,/ Ефиопия ликовствует,/ яко венцем красуема,/ тобою просветившися,/ светло торжествует память твою,/ богоглаголиве Филиппе,/ вся бо веровати Христу научил еси/ и течение совершил достойно Евангелия./ Тем дерзновенно варит Ефиопская рука к Богу,// Егоже моли даровати нам велию милость.
Кондак апостола Филиппа
глас 8
Ученик и друг Твой и подражатель страсти Твоея,/ вселенней Бога Тя проповеда богоглаголивый Филипп;/ того молитвами от врагов пребеззаконных/ Церковь Твою и всяк град Твой// Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Молитва апостолу Филиппу
О святый апостоле Христов Филлипе! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время уныния, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.
Тропарь святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского
глас 8
Православия наставниче, святителем украшение,/ Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче,/ Солуню великая похвало, проповедниче благодати,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского
глас 8
Премудрости священный и Божественный орган,/ богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя, Григорие богоглагольниче,/ но яко ум, Уму первому предстояй,/ к Нему ум наш, отче, настави, да зовем:// радуйся, проповедниче благодати.
Молитва святителю Григорию Паламе
О треблаженная и честная воистину и превожделенная главо, безмолвия державо, монашествующих славо, общее богословов и отцев и учителей украшение, апостолов сподвижниче, исповедников и мучеников безкровный ревнителю и венчателю словесы и деяньми и благочестия поборниче и воеводо взбранный, божественных догматов высокий изъяснителю и учителю, прелести многоразличных ересей потребителю, всея Церкве Христовы предстателю, и страже, и избавителю! Ты и преставлься ко Христу назираеши убо и ныне стадо твое и всю Церковь свыше, болезни различныя исцеляя и словесы твоими вся управляя, и ереси изгоняя, и многообразных страстей избавляя. Приими же и наше сие моление и избави нас от страстей и искушений, и треволнений, и бед, и ослабу и мир и благоденствие нам подаждь, о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже слава и держава подобает со безначальным Его Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.