Церковный календарь

22 февраля. Обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
22 февраля. Обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России

Cедмица о мытаре и фарисее. Сплошная.
Поста нет. 9 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Никифора, из Антиохии Сирской (ок. 257). Обретение мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1805). Обретение мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1992).

Преподобного Панкратия Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Преподобных Никифора (1557) и Геннадия (ок. 1516), Важеозерских. Священномучеников Маркелла, епископа Сикелийского, Филагрия, епископа Кипрского, и Панкратия, епископа Тавроменийского (I).

Священномученика Василия Измайлова пресвитера (1930); священномученика Иоанна Фрязинова пресвитера (1938).

Обретение мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского

Святитель Иннокентий — первый Иркутский епископ. Он чуть более четырёх лет возглавлял Иркутскую кафедру (с 1727 года), но непрестанными трудами смог заложить основу для успешного развития епархии. Святитель почил в 1731 году и был погребён в Тихвинском храме Вознесенского монастыря Иркутска. Паства почитала его святым, и уже с 1755 года зафиксированы случаи чудесной помощи по молитвам к святителю. Через 19 лет во время ремонта обнаружили, что мощи святого, несмотря на сырость склепа, нетленны. Во время пожара 1783 года в обители сгорели все келлии и храмы, кроме Тихвинского, где пребывали мощи святого. В 1800 году жители Иркутска ходатайствовали об открытии мощей. В 1805 году состоялось торжественное открытие мощей, а дни памяти святителя Иннокентия внесены в календарь Русской Православной Церкви.

Обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России

Когда в Донском монастыре начала возрождаться монашеская жизнь, братия обратилась к Патриарху Алексию II с прошением о поисках мощей святителя Тихона, похороненного в 1925 году в Малом соборе монастыря. До этого ходило много слухов о том, что мощи могли уничтожить. В 1992 году во время ремонта Малого собора гробницу вскрыли. На достаточно большой глубине обнаружили гроб. Поразил аромат весенней свежести, исходящий из усыпальницы. В присутствии Патриарха Алексия гроб подняли, в нем пребывали почти нетленные мощи святителя Тихона. По древнему чину мощи омыли, облачили в новые святительские одежды и уложили в специально изготовленную раку. День обретения мощей святителя как особый праздник внесен в литургический календарь.

Мученик Никифор Антиохийский

Мученик Никифор был очень дружен с антиохийским пресвитером Саприкием. Но враг рода человеческого рассорил их до ненависти друг к другу. Вскоре Никифор, придя в себя, раскаялся и неоднократно просил у Саприкия простить его, но — тщетно. Во время гонений на христиан Саприкий проявил твердость духа и был осужден на казнь, но даже ведомый на смерть отказался простить друга. И вот благодать покинула его — он, в самый последний момент устрашившись смерти, согласился принести жертву идолам. Никифор стал уговаривать Саприкия не губить себя отречением, но вновь — напрасно. Тогда святой сказал палачам, что он верует в Христа, от Которого отрекся Саприкий, и просил казнить его вместо бывшего друга. Саприкия отпустили, и усекли мечом Никифора, который так показал пример истинного христианского прощения недругов.

Священное Писание

2 Пет., 66 зач., I, 20 — II, 9

20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.

21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

Глава 2

1 Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.

2 И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.

3 И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.

4 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; 5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; 6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, 7 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил 8 (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) - 9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания

Мк., 59 зач., XIII, 9-13

9 Но вы смотри́те за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними.

10 И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.

11 Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что́ вам говорить, и не обдумывайте; но что́ дано будет вам в тот час, то́ и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.

12 Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.

13 И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Пет. 1, 20-2, 9; Мк. 13, 9-13

Страх Божий как приводит к началу святой и богоугодной жизни, так бывает самым верным блюстителем ее, когда кто, последовав его внушениям, положит это начало. Учит нас этому нынешний Апостол, приводя на память грозные суды Божии и наказания, здесь еще явленные над непокоряющимися воле Его. "Ангелов", говорит, "согрешивших не пощадил". Были чисты и в пресветлом обитали жилище. Но как только согрешили, низвержены во мрак преисподний. Нас ли с тобою пощадит, если пойдем против воли Его?! Разлилось нечестие при Ное. Бог навел на них потоп и всех погубил, исключая восьми душ, семейства Ноева. Не посмотрел, что много их. Над тобою ли одним станет Он раздумывать — погубить тебя или нет, когда не станешь слушать гласа Его?! — Долго спускал Господь Содому и Гоморре. Они же вместо вразумления спешили на верх нечестия, за то, когда не чаяли, поражены огнем, во образ вечного огня, ожидающего нечествующих. Не миновать и тебе этого огня, если пойдешь теми же путями. Приводи все это на память, сидя сам с собою, особенно в ночной тишине и темноте, и возгревая тем страх Божий, страшись греха, как бы в нем подкрадывался к тебе пламень огня вечнующаго.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Человеческая неправда, человеческий грех как бы ограничивают Божественную свободу, потому что Бог не ломает человеческую свободу, Он Свою свободу ограничил нашей свободой. Вот почему никогда не следует говорить: «А где же Бог? Почему Он это допускает?» Он допускает все то, что происходит от действия законов, на которых основан мир, и от действий человека, которому дана свободная воля. Бог ограничивает Себя нашей свободой, и это свидетельствует о великой Божественной любви. Ведь Господь мог создать нас запрограммированными на добро. Я много раз об этом говорил: как мы будильник ставим на утро, программируя время своего пробуждения, так и Он мог запрограммировать весь мир. Однако Он этого не сделал. Он оставил каждого человека свободным, но эта свобода сопряжена с ответственностью человека за свои деяния. И вот здесь, может быть, самое важное: видя зло, которое существует в мире, видя несправедливость в человеческом обществе, мы должны не возлагать ответственность за все это на Бога и не снимать ответственность с себя.

Cуд совершается уже сейчас

Ранее мы говорили, что созданы по образу Бога и должны возрастать в уподоблении Ему. Уподобившиеся Богу и обретают Его Царство.

Суд — это не только то, что будет после смерти. Суд совершается нами уже и каждую секунду нашей земной жизни. Страшный Суд — это не судебный процесс, а лишь окончательная констатация факта. Определение Страшного Суда будет связано с тем, в каком духовно-нравственном состоянии мы предстанем перед Судьей, насколько мы будем годны для жизни в Царстве святых.

Каждый из нас в течение жизни духовно определяется по отношению к Богу:

— неправедный гнев, уныние, зависть, злоба, гордость, сквернословие — это состояния отпадения от Бога, т.е. преисподней;
— деятельная любовь, внутренний мир, отсутствие страстей — это состояние, достигнув которого, христианин уже в преддверии Царства Небесного.

Молитвословия

Тропарь святителя Иннокентия, епископа Иркутского

глас 3

Светильниче Церкве пресветлый,/ озаривый лучами доброт твоих страну сию,/ и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою/ Бога прославивый,/ молим тя, святителю Иннокентие,/ ограждай молитвами твоими град сей/ от всех бед и печали.

Кондак святителя Иннокентия, епископа Иркутского

глас 4

Непорочности соименнаго пастыря,/ проповедника веры в языцех Монгольских,/ славу и украшение Иркутския паствы/ любовию восхвалим, вси вернии:/ той бо есть хранитель страны Сибирския/ и молитвенник о душах наших.

Тропарь мученика Никифора, из Антиохии Сирской

глас 4

Мученик Твой, Господи, Никифор,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.

Кондак мученика Никифора

глас 3

Вперився, славне, Господнею любовию/ и Сего славный Крест на рамо взем, посрамил еси диаволи козни,/ пострадал еси даже до смерти/ и истины явился еси победоносец,// оружник и таинник Божия благодати.

Кондак мученика Никифора, из Антиохии Сирской

глас 1

Любве союзом связався, Никифоре,/ разрушил еси яве злобу ненависти/ и мечем во главу твою усечен был еси,/ мученик Божественный воплощшагося Спаса,/ Егоже о нас моли, поющих славную память твою.

Тропарь преподобного Панкратия Печерского, в Дальних пещерах

глас 2

Панкратие Богомудре,/ священниче Господень изрядне,/ и чудес многих самодетелю,/ молися Господеви,/ во еже спасти души наша.

Кондак преподобного Панкратия Печерского, в Дальних пещерах

глас 2

В постницех явился еси велик,/ во иереех же нарочит/ и в чудотворениях даре показася славен,/ священне отче Панкратие,/ тем тя чтим и ублажаем.

Тропарь святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси

глас 1

Апостольских преданий ревнителя / и Христовы Церкве пастыря добраго, / душу свою за овцы положившаго, / жребием Божиим избранного / Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим / и к нему с верою и упованием возопиим: / предстательством святительским ко Господу / Церковь Русскую в тишине соблюди, / расточенная чада ея во едино стадо собери, / отступившия от правыя веры к покаянию обрати, / страну нашу от междоусобныя брани сохрани / и мир Божий людем испроси.

Кондак святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси

глас 2

Тихостию нрава украшен,/ кротость и милосердие кающимся являяй,/ во исповедании православныя веры и любве ко ГосподУ/ тверд и непреклонен пребыл еси,/ святителю Христов Тихоне./ Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия,/ яже о Христе Иисусе, Господе нашем.

Молитва святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси

О пастырю наш добрый, святый великий патриарше Тихоне, яко град горний ты явился еси — добрая дела твоя и доныне светятся пред человеки. Вемы, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах пред Господем. Воззри и ныне на нас, грешных и недостойных чад твоих, к тебе бо, яко имущему велие дерзновение пред Творцем всяческих, ныне припадаем и усердно молимся: умоли Господа, да подаст нам решимость стяжать благочестие отцев наших, его же ты стяжал еси от юности твоея. Ты в житии своем ревностный защититель и хранитель истинныя веры был еси, помози и нам незыблемо соблюсти веру православную. Тихая бо душа твоя зело преуспела в Божественном смиренномудрии, научи и нас разум наш питати не многомятежной мудростию человеческой, но смиренным познанием воли Божией. Ты пред лицом лютых врагов Христовых Ис­тинного Бога дерзновенно исповедал еси, молитвою своею укрепи нас, малодушных, да и мы всегда и всюду противостанем духу безбожия и льсти. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, ибо не токмо от бед и скорбей избавление просим, но силы и твердости, великодушия и любви просим, дабы переносить оные напасти, восстающия на ны. Испроси нам неослабное терпение даже до конца жития нашего, мир с Господом и грехов отпущение. Отче святый! Укроти в стране нашей ветры неверия и смуты, да водворит Господь на земле Российстей тишину и благочестие и любовь нелицемерную. Молитвами твоими да сохранит ю от междуусобныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Право­славную, да не оскудеет она истинными пастырями, добрыми делателями, право правящими слово евангельской Истины. Упаси и за­блуд­шие овцы стада Христова. Наипаче же моли Господа сил, да возродится Русская земля святым покаянием и единым сердцем и едиными усты прославит Дивнаго во святых Своих Бога, в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Теги:
Святитель Тихон Московский
святитель Иннокентий Иркутский
православный календарь

Все публикации