Куюки: надежда на возрождение

9709
Фото

Асфальт закончился, позади Лаишево, впереди колдобины бездорожья, но это только в начале — потом более-менее ровная грунтовая дорога по полю, которая ведет к селу Куюки.

Все, что здесь напоминает о бывшем селе — это церковь. Так было принято: если в поселении был храм, то оно считалось селом, а если нет — деревней.

Сокровенное место

Покровская церковь хоть и не уникальной архитектуры, но впечатляет качеством и фигурным рисунком кирпичной кладки. Снаружи храм смотрится небольшим, но когда заходишь внутрь, кажется огромным.

Пространство храма накрыто кирпичным сводом, штукатурка обвалилась, и видно, как кирпичик за кирпичиком создается своеобразное кружево свода; глядят на нас проемы окон с коваными решетками, сохранились белокаменные плиты на полу, вытесанные округлые ступени амвона перед алтарем, на стенах — сохранившаяся местами роспись… Все это приводит человека, оказавшегося внутри, в то мистически трепетное чувство, которое себе не объяснишь, но точно ощущаешь, что это место сокровенное.

Вспоминая былое

Николай Петрович Колондаев, с которым я встретился, поведал о селе, где он родился, где жили его отец и дед:

«До 1917 года здесь было более трехсот дворов, школа. Храм построен в 1880 году на средства помещика Есипова, который жил неподалеку в собственной усадьбе. Дед революцию не принял. Рассказывал мне, что раньше люди жили своим трудом, растили хлеб, держали скот — в селе был порядок. Дедушка был противником коллективизации, вел личное хозяйство, но потом «плюнул на все» и в 1928 году вступил в колхоз, отдав в общее пользование всю скотину и инвентарь. Поэтому-то, наверное, избежал раскулачивания.

Церковь закрыли где-то в 30-х годах; люди иконы домой разбирали, и у нас в доме было много икон в красивых золоченных окладах из этой церкви: отец, когда в город уехал, с собой их забрал. В церкви зерносклад был, механизаторский двор (трактора, сельхозтехнику ремонтировали). После 1961 года, когда стали паспорта давать, люди (особенно молодежь) начали в город уезжать, село потихоньку умирало; сегодня оно уже почти вымершее, с десятком полузаброшенных домов».

Жить для души

Николай Петрович не бросает родовое место: держит пчел, ухаживает за местным кладбищем, привлекая земляков в качестве помощников. А еще он очень переживает за церковь: стоит никому не нужная, ветшает. «Были бы у меня деньги, я, не задумываясь, восстановил бы ее — для души!» — делится он своими мыслями.

Место здесь, действительно, замечательное: неподалеку красивая река Мёша, Лаишево, Камское море; земля плодородная, а тишина такая, что слышно, где какая птица поет… Прямо у деревни можно увидеть оленей, кабанов, зайцев и другую живность.

Есть у моего собеседника надежда, что село возродится: вот уже и газ подвели почти к самым Куюкам, а если сделают асфальтированную дорогу — люди сюда потянутся.

Конечно, это уже будут не совсем те Куюки, что были когда-то, а скорее всего — коттеджный поселок. Но главное, чтобы село возродилось, чтобы люди здесь жили дружно, растили детей, поддерживали друг друга, чтобы восстановили этот чудесный храм и на Покров Пресвятой Богородицы в этом селе вновь совершалась Божественная служба, был слышен смех, веселье, а в домах прописались радость и любовь.

Источник: приходская газета Спасо-Преображенского храма села Большие Кабаны

Новости по теме

Чудеса от Казанской иконы Божией Матери летописные и современные
Публикации 20 июля 2025
Чудеса от Казанской иконы Божией Матери летописные и современные

Многовековая история Казанской иконы Божией Матери — это непрестанная череда чудес. Само обретение реликвии произошло невероятным образом.

Крестные ходы с Казанской иконой. История и современность
Публикации 20 июля 2025
Крестные ходы с Казанской иконой. История и современность

Первый крестный ход с Казанской иконой Божией Матери состоялся сразу же после её чудесного обретения в 1579 году. Узнав о том, что на пожарище нашли древний образ Богородицы, архиепископ Казанский и Свияжский Иеремия поспешил увидеть святыню.

Богородицкий девичий монастырь. Попечительство Елизаветы Федоровны Романовой. «Казанские пещеры»
Публикации 18 июля 2025
Богородицкий девичий монастырь. Попечительство Елизаветы Федоровны Романовой. «Казанские пещеры»

В июле 1910 года в Казанском Богородицком монастыре побывала Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, основательница московской Марфо-Мариинской обители милосердия. Гостья помолилась в величественном соборе, возведённом над местом обретения Казанской иконы Божией Матери.

Почитание Казанской иконы Божией Матери династией Романовых
Публикации 17 июля 2025
Почитание Казанской иконы Божией Матери династией Романовых

Казанская икона Божией Матери многие века освящала покои русских царей. Впервые этот образ появился в стольном граде ещё в шестнадцатом веке. Это был самый первый список, созданный в год обретения святыни, 1579-ый.